eyesadress1

Научно-методическая работа кафедры общеобразовательных дисциплин

  • 10 03 2016

Научно-исследовательская работа кафедры: интегративный подход к обучению как средство формирования компетентности учащихся в условиях реализации ГОС нового поколения

Краткое описание НИР. Работа сотрудников кафедры по данному направлению объединит усилия педагогов области (естественно-математического цикла) для достижения единой цели – определения и реализации научно обоснованной стратегии обеспечения интегративного подхода к обучению в условиях реализации ГОС нового поколения

Направления научно-исследовательской деятельности доцентов кафедры:

  • Организация проектной деятельности  с использованием ИКТ по созданию интегрированных проектов в учебно-воспитательном процессе (Селиванова О.В.)
  • Проектирование образовательных технологий, обеспечивающих реализацию интегративного подхода  в преподавании предметов естественного цикла (Черникова С.В.)
  • Реализация компетентностного подхода при проектировании интегрированных занятий по географии (Антипова Н.В. , доцент кафедры);
  • Интегрированный подход к решению практико-ориентированных задач при подготовке к ЕГЭ по математике и ГИА по алгебре в новой форме (Тарасова С.В., );
  • Интегрированный подход в преподавании элементов математического анализа на примере интегрального исчесления (Нахман А.Д., доцент кафедры);
  • Интегративный подход к построению процесса обучения физике, как условие развития практико-ориентированных компетентностей школьников (Бавыкина М.А., Романов А.В.).
 

Актуальность исследования. Главной целью российской образовательной политики в настоящее время является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Это положение зафиксировано в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-Р от 29 декабря 2001 г. Модернизация общеобразовательной школы, которая является базовым звеном, предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

 

В докладе Российской академии образования «О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования» подчеркивается, что необходимо «реализовать в стандарте общего образования современную системно-деятельную парадигму образования: освоение учащимися универсальных и специфических способов действий (компетенций), последовательное проведение принципа фундаментальности общего образования: включение в стандарт программы воспитания и специализации»

 

Выполнение принципа фундаментальности общего образования и стратегические направления модернизации общеобразовательной школы касаются прежде всего естественнонаучного образования в силу того, что именно эта область человеческих знаний в основном определяет темпы научно-технического развития любого государства и его статус на мировой арене. Новое качество естественнонаучного образования может быть обеспечено лишь на основе современных обобщенных знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе различных видов учебно-познавательной деятельности учащихся, а впоследствии превращаются в универсальную систему познания и деятельности будущих специалистов.

 

Достижение поставленной цели, требующей существенного повышения качества естественнонаучной подготовки выпускников школ, может быть обеспечено лишь при комплексном решении целого ряда конкретных проблем, накопившихся к настоящему времени. Одной из них является проблема методологических и содержательных основ преемственности физики, химии, биологии. В образовательной области естествознания общефилософский принцип преемственности реализуется через межпредметные связи (МПС) курсов физики, химии, биологии, которые определяют стратегию и логику формирования фундаментальных естественнонаучных понятий и изучения законов и теорий, общих для цикла естественных наук.

 

В настоящее время, когда поток информации оказывается несопоставимо большим, чем возможности человека по его усвоению и переработке, когда все отрасли науки и техники тесно связаны между собой, идея внедрения межпредметных связей и интеграционных предметов (курсов) в систему общего образования поднимается остро, как никогда ранее.

 

В этих условиях необходима определённая корректировка содержания естественнонаучного образования, и способов его развертывания в обучении. Естественное развитие научного познания ведет к усилению дифференциации наук. В то же время развитие техники, технологии производства во многом зависит не только от успехов отдельных отраслей науки, но и от междисциплинарного синтеза, интеграции их достижений. Вот почему интеграция наук, научных знаний должна находить свое отражение в образовании и обучении. Ориентация образования на фундаментализацию его содержания предполагает создание интегрированных курсов, требует внесения изменений в существующую систему учебных предметов. Сложившаяся в школе предметная система обучения отражает традиционное разделение предметных областей знания на естественно-математические, технические, гуманитарные. Дифференцированное изучение природы в общеобразовательной школе средствами отдельных предметов не позволяет сформировать целостного представления о природе, естественнонаучную картину мира, определить место и роль в ней человека, не способствует пониманию глобальных экологических проблем, необходимости комплексного подхода к их решению.

 

Исследования в области интеграции содержания обучения в общеобразовательной школе вызвана имеющимися в настоящее время противоречиями:

 

- между возросшими требованиями общества к общеобразовательной подготовке учащихся и фактическим ее уровнем. Многочисленные исследования показали, что несогласованность программ предметов естественнонаучного цикла, отсутствие единства в интерпретации понятий, законов, теорий, для цикла естественнонаучных дисциплин, а также преемственности в их формировании, слабое отражение в них взаимосвязи между явлениями природы приводит к тому, что знания учащихся по предметам естественнонаучного цикла оказываются разрозненными. Количество учебных часов, отводимое на изучение естественнонаучных предметов в школе, постоянно уменьшается. В результате ослабляется практическая направленность обучения, снижение качества усвоения учебного материала, уровня общеобразовательной подготовки школьников. За последние пять лет качество знаний, умений и навыков учащихся на уровне «применения» снизилось в среднем на 18% по физике, на 14% по биологии, на 12% по химии. У детей отсутствует научное понимание закономерностей развития окружающего мира, умения комплексно применять знания на практике; 

- между большим объемом научных знаний и недопустимостью перегрузки учащихся. Уровень образовательной и профессиональной подготовки выпускников школ должен соответствовать социальному заказу. Наиболее трудным для модернизации звеном общеобразовательной школы является основная школа, где наблюдается многопредметность, наибольшая перегруженность, снижение учебной мотивации, низкий уровень практической и деятельностной подготовки учащихся. Необходимость повышения качества образовательного процесса в школе вызвала к жизни появление и внедрение в учебный процесс современных технологий, основой которых является интеграция учебных предметов;

- между необходимостью полноценного образования и возможностями образовательных учреждений (организационными, педагогическими, материальными и т.д.). Наиболее вескими причинами использования МПСв школьной практике являются: недостаточная подготовка учителей к процессу проведения учебного занятия с реализацией возможностей межпредметных связей, слабая методическая база для проведения занятий с межпредметными связями (отсутствие учебников, задачников, методических пособий межпредметного содержания), несогласованность по времени изучения материала различных учебных дисциплин и др. Педагогический смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно предполагаетпланировать специальные уроки по теме, общей для нескольких предметов, которые могут проводиться разными педагогами в разное время. Главное, что делает урок интегрированным – это заложенная в нем перспективная цель всего курса и конкрктные задачи, спланированные несколькими учителями, ведущими свои курсы. При правильной организации учебного процесса интегрированное преподавание становится фактором динамического развития и мобилизации совместных усилий всего педагогического коллектива. 

- между мощным потоком новой информации и ее слабым отражением в учебно-программной документации и практике обучения. Идеи интеграционизма и координированного преподавания естественнонаучных дисциплин, как правило связано с накоплением большого количества научных данных, приведших к переоценке отдельных теорий, к переосмыслению ряда закономерностей. Новые УМК, реализующие межпредметные связи должны быть направлены на развитие креативного мышления, формирование научного мировоззрения и создание психолого-педагогической поддержки обучающему; 

- между растущей дифференциацией дисциплин и необходимостью формирования единой научной картины мира. Новый уровень интеграции наук диктует необходимость более тесной преемственности между курсами физики, химии, биологии и ее реализации посредством МПС на теоретическом уровне. Это будет способствовать более глубокому пониманию учащимися единства материи, форм ее движения, а также общих законов развития материального мира. Только на таком фундаменте возможно целенаправленное формирование современного научного мировоззрения, развитие диалектического системного мышления, умения обобщать знания из разных предметов. Именно эти интеллектуальные способности смогут обеспечить творческое отношение к труду и позволят решить насущные проблемы практики, требующие синтеза знаний из разных предметных областей; 

- между необходимостью введения интегрированных курсов и недостатком методических разработок, отсутствием педагогических технологий создания МПС. Сближение теории и практики в области общего образования с учетом  межпредметных связей естественных наук возможно только на основе разработки особой технологии формирования межпредметных связей, с ее адекватностью, преемственностью, универсальностью. В настоящее время еще не определились общедидактические и методические подходы к возможности интеграции содержания базисных дисциплин.

Эти противоречия определяют главную  проблему в естественнонаучном образовании учащихся: рациональный и оптимальный отбор содержания, принципов, форм и методов построения интегративного курса по всем дисциплинам естественного цикла.

Таким образом, актуальность данной проблемы социально и экономически обусловлена изменениями в науке, технике, технологии производства, которые вызывают необходимость модернизации обучения подрастающего поколения.

Объектом исследования является естественнонаучное образование школьников. 

Предметом исследования является процесс формирования целостного миропонимания школьников путем интеграции предметов естественнонаучного цикла

Цель исследования: обосновать необходимость интеграции учебных предметов естественнонаучного цикла и доказать возможность эффективного формирования на ее основе целостного миропонимания школьников.
 

Гипотеза. Научно-методическая подготовка учителей направленная на овладение теорией и практикой осуществления межпредметной интеграции будет эффективной, если в её программу будет входить знакомство учителей с гносеологическими, психологическими, дидактическими, аспектами интеграции, овладения учителями исследовательским методом обучения, формами организации учебно-познавательной деятельности учащихся, способствующих эффективному усвоению общих для естественнонаучных дисциплин понятий, законов и теорий.

В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе поставлены следующие задачи: 

-изучить состояние исследуемой проблемы в обучении школьников предметам естественнонаучного цикла, в педагогической теории, в методической литературе, в практике повышения квалификации, в системе научно-методической работы в среднем образовательном учреждении; 

-выявить эффективные способы осуществления межпредметной интеграции наработанные учеными, методистами, учителями; 

- на основе выявления уровня теоретической и практической подготовки учителей к осуществлению межпредметной интеграции, разработать методику, провести экспериментальную проверку и внедрить в практику систему научно-методической подготовки учителей предметов естественнонаучного цикла по реализации межпредметной интеграции; 

- отследить влияние работы учителей по осуществлению межпредметной интеграции на развитие познавательных способностей учащихся, общеучебных умений и навыков, на самоопределение учащихся; 

Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования:

  • анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, соприкасающейся с исследуемой проблемой, с целью определения методологических основ исследования и выявления состояния исследуемой проблемы в педагогической науке;

  • изучение и анализ уровня подготовки учителей предметов естественнонаучного цикла к осуществлению межпредметной интеграции;

  • изучение и анализ состояния знаний учащихся по узловым межпредметным понятиям и умениям, формируемым в курсе средней школы при изучении предметов естественнонаучного цикла;

  • моделирование учебных планов, учебных программ, разработка дидактических материалов для обеспечения учебного процесса с осуществлением межпредметной интеграции;

  • разработка научно-методических, учебно-методических материалов, обобщающих результаты, полученные в ходе исследования;

  • педагогический эксперимент с целью проверки эффективности разработанной методической системы;

  • публикации в научных изданиях.

Подписка на наши новости
Анонсы, пресс-релизы по итогам мероприятий, проводимым институтом повышения квалификации работников образования

ТОИПКРО

Тамбовское  областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации работников образования"

 

Контакты

Наш адрес:

392000, г.Тамбов, ул.Советская, 108

Тел.: приемная  (4752) 63-05-09,
факс: (4752) 63-05-08

hotline temp

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Red Cyan Green Orange

Body

Background Color
Text Color

Background

Patterns for Layour Style: Boxed
Layout Style
Select menu