Цифровая грамотность – это необходимость или важный жизненный навык?
-
Published: 01 November 2022
-
Last Updated: 01 November 2022
-
Created: Tuesday, 01 November 2022
Цифровые технологии быстро и уверенно входят в нашу жизнь, развиваются и захватывают все новые и новые сферы деятельности. Для комфортной жизни в современном обществе необходимо, чтобы каждый человек чувствовал себя уверенно в цифровой среде, был способным к объективной оценке получаемой информации. Перед обществом встает проблема преодаления разрыва между поколениями в отношении цифровых технологий. Возникает необходимость в навыках, позволяющих безопасно ориентироваться в цифровом пространстве.
Появилось понятие «цифровая грамотность», которое вышло за рамки умения только использовать компьютер и сегодня рассматривается в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью. Способность пользоваться контентом на основе цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми – эти жизненные навыки входят в понятие цифровой грамотности. Какие еще цифровые навыки нужны в современном мире? Что же еще входит в понятие цифровой грамотности?
Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности стало базовым компонентом образования и научно-технического прогресса. Цифровая грамотность содействует самообразованию и приобретению важных жизненных навыков гражданина информационного общества, то есть служит катализатором развития.
Сегодня требуется непрерывное развитие цифровой грамотности граждан – важных жизненных навыков, влияющих на все области современной жизни и профессиональной деятельности. Назрела необходимость ввести новое направление по обучению цифровой грамотности в школах. Необходимо научить школьников свободно и в то же время безопасно ориентироваться в цифровом пространстве.
По вашему мнению, цифровая грамотность – это необходимость или важный жизненный навык?
Уважаемые коллеги! Предлагаем обсудить следующие актуальные вопросы:
Чему учит цифровая грамотность?
Как оценить свой уровень цифровой грамотности?
Как влияет цифровая образовательная среда на формирование и развитие цифровой грамотности педагогов и учащихся?
Как обучать цифровой грамотности в школе?
Comments
С уважением, воспитатель филиала "Созвездие" МБДОУ Новоникольского детского сада, Ширшова Светлана Владимировна
Цифровая грамотность нужна не только на работе, но и в жизни: с ней вы не потеряете деньги и сохраните семейные фото и видео.
Владение цифровой грамотностью является одним из наиболее важных показателей квалификации современного профессионала.
Функциональную грамотность составляют: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ-грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность.
Функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия. Высокий уровень указывает на определенные социокультурные достижения общества; низкий – является предостережением возможного социального кризиса.
Поэтому особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т.к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе.
Если раньше цели обучения определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Формирование функциональной грамотности личности зависит от профессионализма педагога его эрудиции и грамотности.
Педагог обязан в совершенстве владеть 3 группами компетенций:
методологическими;
мировозренческими;
предметно - ориентированными.
В процессе формирования функциональной грамотности личности ребенок рассматривается, как субъект образовательного процесса. И учитель должен работать по принципу «Учитель - ученик». В результате этого формируется осознанные умения и навыки. Учитель должен построить работу так, чтобы каждый ученик мог делать самооценку своих знаний, умений и использовать их в практической деятельности.
Цифровая грамотность необходима для правильного использования различных цифровых платформ. Грамотность в услугах социальных сетей, на сайтах Web 2.0 помогает людям оставаться на связи с другими людьми, передавать информацию и даже продавать и покупать товары и услуги. Цифровая грамотность также может предотвратить использование людьми преимуществ в Интернете, поскольку манипуляции с фотографиями, мошенничество с электронной почтой и фишинг часто могут обмануть неграмотных в цифровой форме, стоить жертвам денег, сделать их уязвимыми для кражи личных данных.
Я считаю, что цифровая грамотность - это важный жизненный навык.
Цифровая грамотность необходима для правильного использования различных цифровых платформ. Грамотность в услугах социальных сетей и на сайтах Web 2.0 помогает людям оставаться на связи с другими, передавать своевременную информацию и даже покупать и продавать товары и услуги. Цифровая грамотность также может предотвратить использование людьми преимуществ в Интернете, поскольку манипуляции с фотографиями, мошенничество с электронной почтой и фишинг часто могут обмануть неграмотных в цифровой форме, стоить жертвам денег и сделать их уязвимыми для кражи личных данных.
Я считаю, что цифровая грамотность - это важный жизненный навык.
Почему в тексте появились ошибки?
Во-первых, это связанно с выполнением регулярных обязанностей, например, оплата многочисленных платежей (квитанции на ЖКУ, налоги, покупки и др.). Благодаря цифровой грамотности становится проще наладить взаимодействие с другими людьми, например, находящимися в другом регионе. Таким образом, ежедневная рутина становится проще для тех, кто уверенно чувствуем себя в цифровом пространстве.
Во-вторых, это получение непрерывного образования, начиная от расширения рамок школьной программы, до повышения квалификации. Это может касаться не только профессии, но и получения знаний, связанных с личными интересами.
В-третьих, цифровая грамотность необходима для финансовой безопасности. Обладая цифровой грамотностью, человек чувствует себя защищенным в сети — он понимает, как распознать мошенника и защитить свои персональные данные в тайне.
Освоение такой компетенции как цифровая грамотность не только педагогом, но и всеми участниками образовательного процесса является основным условием для решения задач концепции развития единой информационно-образовательной среды.
Человек с высоким уровнем цифровой грамотности — тот, кто безопасно и комфортно пользуется интернетом и современными технологиями.
Основная направленность цифровой грамотности заключается в том, что при помощи ее освоения дети учатся легко использовать любые цифровые устройства и платформы.
Основное обучение детей должно проходить на уроках информатики.
все области современной жизни и профессиональной деятельности.
Цифровая грамотность способствует успешному обучению: учащиеся
легче получают доступ к информации по мере того, как растет объем баз
данных цифровых хранилищ, а это упрощает доступ по сравнению с работой с
традиционными, бумажными ресурсами обучения. Компонентом цифровой
грамотности является и управленческая информация, предоставляемая
учащимся и используемая ими в частной жизни, когда они вступают в онлайн
сообщества и работают с различными сетями. С другой стороны,
интегрированная и оценочная информация становится частью навыков,
осваиваемых в классе, когда учитель выступает как эксперт по оценке
информации, показывая ученикам различия между надежными и бесполезными
цифровыми ресурсами.
Наиболее важны компоненты цифровой грамотности общие для
будущих пользователей компьютера и профессионалов в области ИКТ –
доступ, управление, оценка, интеграция, создание и коммуникационный
обмен информацией в индивидуальной или коллективной работе в сети,
поддержка компьютерных технологий, веб-среда для обучения, работы и
досуга. Эти навыки напрямую связаны с базовыми компетенциями,
следовательно, цифровая грамотность так же насущна, как и традиционная
грамотность – чтение и письмо, математические навыки и управление
социальным поведением.
Навыки цифровой грамотности позволяют:
-повысить продуктивность специалиста;
-облегчают доступ к продуктам;
-повышают уровень удовлетворенности жизнью;
-позволяют более рационально использовать своё время, автоматизировав некоторые процессы;
-в некоторых случаях даже помогают сэкономить деньги.
Но самое главное, обладая цифровой грамотностью, человек чувствует себя защищенным в сети — он понимает, как распознать мошенника, защитить себя от фишинговой атаки или сохранить свои персональные данные в тайне.
Ещё цифровая грамотность помогает не нарушить закон в интернете и отличить реальную новость от фейка. И это далеко не полный список причин. Но чтобы всё это уметь, пользователю нужно освоить определенные навыки.
Освоение такой компетенции как цифровая грамотность не только педагогом, но и всеми участниками образовательного процесса является основным условием для решения задач концепции развития единой информационно-образовательной среды.
Информационная грамотность - это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена. В этом определении есть два очень важных момента:
1. Умение формулировать информационную потребность. На языке современных педагогических методик, это называется определением границы знания и незнания. Это еще не формулировка запроса, а лишь понимание того, что именно на этом этапе необходима новая информация.
2. Умение интерпретировать информацию. Не просто законспектировать, усвоить материал, а сделать из него свои выводы, внятно сформулировать смысловые итоги поиска и представить их в виде нового информационного продукта.
Можно сказать, что информационная грамотность - это «технология» учебы. Она складывается из умения человека:
• осознать личную потребность в информации для решения той или иной проблемы;
• выработать стратегию поиска, ставя значимые вопросы;
• найти информацию, соответствующую данной теме;
• оценить релевантность найденной информации, отсортировать, организовать, проанализировать ее;
• оценить качество информации, точность, авторитетность и достоверность;
• сформировать собственное отношение к этой информации;
• представить аудитории или самому себе свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы;
• осознать, что использование навыков информационной грамотности в процессе решения проблемы (или учебной задачи) можно распространить на все сферы жизни человека.
Эти умения определены понятием «информационная грамотность», поэтому мы можем взять их в качестве показателей. При этом у каждого из этих показателей можно выделить высокий, средний и низкий уровни развития. Такого рода типология дает представление о дифференцированном подходе к развитию информационной грамотности, когда при наличии высоких уровней контактного или креативного показателей возможен средний или даже низкий уровень информационного и оценочного показателей. Если же говорить об уровнях перцептивного показателя, то у многих людей при наличии ярко выраженного одного показателя остальные могут проявляться в неразвитом, «свернутом» состоянии. Несомненно, одно: без развитой способности к анализу и оценке текстов, их использования для решения каких-либо задач невозможно говорить о высоком уровне информационной грамотности человека. Только практические умения создавать тексты не могут сами по себе сделать индивида информационно грамотным.
1. Умение формулировать информационную потребность. На языке современных педагогических методик, это называется определением границы знания / незнания. Это еще не формулировка запроса, а лишь понимание того, что именно на этом этапе необходима новая информация.
2. Умение интерпретировать информацию. Не просто законспектировать, усвоить материал, а сделать из него свои выводы, внятно сформулировать смысловые итоги поиска и представить их в виде нового информационного продукта.
Можно сказать, что информационная грамотность - это «технология» учебы. Она складывается из умения человека:
• осознать личную потребность в информации для решения той или иной проблемы;
• выработать стратегию поиска, ставя значимые вопросы;
• найти информацию, соответствующую данной теме;
• оценить релевантность найденной информации, отсортировать, организовать, проанализировать ее;
• оценить качество информации, точность, авторитетность и достоверность;
• сформировать собственное отношение к этой информации;
• представить аудитории или самому себе свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы;
• осознать, что использование навыков информационной грамотности в процессе решения проблемы (или учебной задачи) можно распространить на все сферы жизни человека.
Эти умения определены понятием «информационная грамотность», поэтому мы можем взять их в качестве показателей. При этом у каждого из этих показателей можно выделить высокий, средний и низкий уровни развития. Такого рода типология дает представление о дифференцированном подходе к развитию информационной грамотности, когда при наличии высоких уровней контактного или креативного показателей возможен средний или даже низкий уровень информационного и оценочного показателей. Если же говорить об уровнях перцептивного показателя, то у многих людей при наличии ярко выраженного одного показателя остальные могут проявляться в неразвитом, «свернутом» состоянии. Несомненно, одно: без развитой способности к анализу и оценке текстов, их использования для решения каких-либо задач невозможно говорить о высоком уровне информационной грамотности человека. Только практические умения создавать тексты не могут сами по себе сделать индивида информационно грамотным.
Умеете ли вы работать с цифровыми продуктами — например, с операционной системой или текстовым редактором?
Легко ли вам дается работа с цифровыми устройствами: телефоном, принтером или элементами умного дома?
Не составляет ли вам труда отправить своим знакомым фото или видео, отредактировать картинку или создать шуточный видеоролик?
Можете ли вы включать критическое мышление и анализировать информацию, поступающую из социальных сетей и видеохостингов?
Сможете вы защитить свои персональные данные, сохраненные логины и пароли от взлома, воровства и фишинга?
Напишете ли вы программный код, создадите ли приложение или сайт?
Если на все эти вопросы вы ответили «да», то ваш уровень цифровой грамотности очень высокий! Если же в большинстве пунктов ответ отрицательный, возможно, вы в зоне риска.
Низкая цифровая грамотность может подвергнуть человека и организацию большой опасности.
Высокая степень цифровой грамотности помогает учиться: по сравнению с традиционными бумажными ресурсами обучения получать доступ к информации из цифровых источников легче.
Цифровая грамотность учит эффективно пользоваться различными цифровыми гаджетами.
Уровень цифровой грамотности зависит от умения пользоваться современными гаджетами, умения отправлять сообщения, фото, редактировать картинки, создавать видеоролики, защищать свои персональные данные, логины и пароли.
Чем обогащеннее цифровая среда, тем выше уровень цифровой грамотности.
Уровень цифровой грамотности зависит от умения пользоваться современными гаджетами, умения отправлять сообщения, фото, редактировать картинки, создавать видеоролики, защищать свои персональные данные, логины и пароли.
Чем обогащеннее цифровая среда, тем выше уровень цифровой грамотности.
Умеете ли вы работать с цифровыми продуктами — например, с операционной системой или текстовым редактором?
Легко ли вам дается работа с цифровыми устройствами: телефоном, принтером или элементами умного дома?
Не составляет ли вам труда отправить своим знакомым фото или видео, отредактировать картинку или создать шуточный видеоролик?
Можете ли вы включать критическое мышление и анализировать информацию, поступающую из социальных сетей и видеохостингов?
Сможете вы защитить свои персональные данные, сохраненные логины и пароли от взлома, воровства и фишинга?
Напишете ли вы программный код, создадите ли приложение или сайт?
Если на все эти вопросы вы ответили «да», то ваш уровень цифровой грамотности очень высокий!
Если же в большинстве пунктов ответ отрицательный, возможно, вы в зоне риска. Низкая цифровая грамотность может подвергнуть человека и организацию большой опасности.
Человек с высоким уровнем цифровой грамотности — тот, кто безопасно и комфортно пользуется интернетом и современными технологиями.
Уровень цифровой грамотности зависит от умения пользоваться современными гаджетами, умения отправлять сообщения, фото, редактировать картинки, создавать видеоролики, защищать свои персональные данные, логины и пароли.
Чем обогащеннее цифровая среда, тем выше уровень цифровой грамотности.
Для педагогов - снижение нагрузки по контролю выполнения заданий детей за счет автоматизации процесса, формирование новых условий для расширения спектра активностей детей, возможность системного автоматизированного учета динамики индивидуальных образовательных достижений воспитанников
Цифровая грамотность – это набор знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.
Чему же может научить цифровая грамотность?
- быстро находить и оценивать большие объемы информации;
- создавать собственный алгоритм чтения, знакомства с информацией через сложные коллекции связанных текстов;
- быстро создавать связи между широко разрозненными идеями и областями опыта;
-снимать, копировать и редактировать цифровые фотографии и видео;
-создавать мультимедийные документы, сочетающие в себе слова, графику, видео и аудио;
- эффективно учиться и ориентироваться в онлайн-мирах и взаимодействовать в виртуальных средах;
- защитить свои личные данные от неправомерного использования другими.
2. Для оценки уровня своей цифровой грамотности нужно уметь работать с цифровыми продуктами, оперировать фото и видео материалы
3.Цифровая образовательная среда расширяет возможности общения педагогов с детьми, но не заменяет живого общения педагогов как между собой так и со с своими воспитанниками Она помогает оптимизировать систему дошкольного образованияю
Важность внедрения цифровых технологий в дошкольное образование отражена и в нормативных актах Российской Федерации. Разработана государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы, которая включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Ключевой задачей программы является повышение качества и доступности образования посредством организации современного цифрового образовательного пространства.
Притом, родители часто желают ограничить своих детей от возможности использования данных технологий, аргументируя тем, что это негативно влияет на здоровье, нервную деятельность и умственную активность ребенка, но в современном мире это сделать очень трудно и практически невозможно.
Поэтому важно предложить родителям и педагогам использование информационно-коммуникативных технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста. И тогда дети станут использовать свои электронные устройства, не только для развлекательных игр и приложений, но и для самостоятельного изучения окружающего их мира, предметов и явлений.
Использование компьютера является эффективным средством и имеет свои преимущества.
Во-первых, компьютер обладает «беспредельным терпением» : он будет повторять объяснения необходимое количество раз, без признаков усталости, раздражения и неудовольствия.
Во-вторых, электронные образовательные программы позволяют выбрать индивидуальный темп обучения, в зависимости от психологических качеств ребенка и на основе имеющихся у него знаний.
В-третьих, обучение с помощью компьютера носит характер индивидуальной формы обучения, «внимание» компьютера предназначено только данному ребенку.
В-четвертых, использование мультимедиа технологий повышает эффективность восприятия и запоминания информации.
В-пятых, педагог уже не транслирует знания, а становится консультантом, у него освобождается время для творчества, научного исследования, конструирования, экспериментирования, то есть педагог становится соавтором образовательного процесса.
Чтобы внедрение интерактивного оборудования действительно обогащало игровое пространство дошкольника, способствовало расширению и углублению его деятельности, должны быть установлены и соблюдены условия применения интерактивных средств. Одним из важных условий является обращение к «детским» видам деятельности. В отличие от школьного возраста, дошкольное образование формирует способности ребенка, создает предпосылки будущей успешной работы. Дошкольник играет, рисует, конструирует, слушает и рассказывает сказки, отвечает на вопросы, а значит, учится мыслить, воспринимать окружающий мир, ориентироваться в пространстве и времени, овладевает речью. Другим важным условием работы дошкольника с интерактивным оборудованием является его самостоятельность. В деятельности каждый дошкольник сам открывает свои способности, обучающие программы лишь направляют его к новым открытиям. Особенно важно оставлять место для творчества и воображения ребенка это позволяет оперировать образами при поиске решения разнообразных научных и художественных задач. Через поддержку детской инициативы, обучение без предоставленных шаблонов, самостоятельную деятельность ребенка воспитывается творческая личность, способная создавать новые предметы и новые идеи.
Важно не забывать, что использование оборудования во время обучения дошкольников не должно учить ребенка чему-то необычному, а напротив, способствует расширению и углублению естественных для дошкольного возраста сторон развития. Тогда ощущение интереса и привлекательная, доступная деятельность откроют дополнительные возможности для умственного развития детей.
В своей работе с дошкольниками я использовала ИКТ в различных областях знаний. Элементарные представления о целостной картине мира формировались в процессе просмотра познавательных фильмов и презентаций о жизни животных и птиц, о сущности явлений природы. Также в этой области использовались дидактические игры, созданные с помощью различных цифровых технологий – это позволило закрепить знания, дать возможность детям применить эти знания в практической деятельности.
Применение современных цифровых технологий возможно и в создании продуктов художественной направленности – в графических редакторах дошкольники научились создавать рисунки и плакаты. На стадии изучения у детей – создание мультипликационных фильмов.
С помощью цифровых технологий удалось развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию у детей старшего дошкольного возраста – у детей появилась возможность получать более точную и подробную информацию об интересующей их теме. Теперь дети умеют пользоваться не только бумажными энциклопедиями, но и умеют находить нужную информацию в электронных кладовых знаний (Детская энциклопедия «Хочу всё знать» https://ya-uznayu.ru, Детская энциклопедия «Потому. ру» https://potomy.ru/, Электронная детская энциклопедия «Познайкино» https://poznaiko.ru/).
Развитие речи детей также сопровождается использованием электронных дидактических игр. Игры помогают провести артикуляционную гимнастику, развить речевое дыхание и фонематический слух, расширить лексический словарь, проработать связную речь.
Умение работать с цифровыми продуктами — например, с операционной системой или текстовым редактором, возможность защитить свои персональные данные, сохраненные логины и пароли от взлома,работа с цифровыми устройствами являются обязательными компонентами цифровой грамотности.
Цифровая грамотность – это набор знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.
Понятие цифровой грамотности быстро меняется. Так что же означает обладать цифровой грамотностью в современных условиях? Чему же она может научить нас?
-умению быстро находить и оценивать большие объемы информации;
-умению создавать собственный алгоритм чтения, знакомства с информацией через сложные коллекции связанных текстов;
-умению быстро создавать связи между широко разрозненными идеями и областями опыта;
-умению снимать, копировать и редактировать цифровые фотографии и видео;
-умению создавать мультимедийные документы, сочетающие в себе слова, графику, видео и аудио;
-умению эффективно учиться и ориентироваться в онлайн-мирах и взаимодействовать в виртуальных средах;
-умению защитить свои личные данные от неправомерного использования другими.
На уровень цифровой грамотности влияет умение пользоваться различными современными гаджетами, умение отправлять сообщения, фотографии, редактировать картинки, создавать видеоролики, умение защитить свои персональные данные, логины, пароли.
Чем больше в нашем доступе цифровых ресурсов, тем выше уровень развития цифровой грамотности.
Цифровая грамотность — способность находить, оценивать и чётко передавать информацию с помощью набора текста и других средств массовой информации на различных цифровых платформах. Она оценивается по грамматике, композиции, навыкам набора текста и способности создавать текст, изображения, аудио и дизайн с использованием технологий.
Цифровая грамотность формирует следующие навыки: поиск информации, использование цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, финансовые операции, онлайн-покупки, критическое восприятие информации, производство мультимедийного контента, синхронизацию устройств.
Высокая степень цифровой грамотности помогает в работе: по сравнению с традиционными бумажными ресурсами получать доступ к информации из цифровых источников легче.
Поэтому мы, как цифровые граждане, должны хорошо понимать, как безопасно обращаться с потоками информации и как эффективно эту информацию использовать Становится понятно, что цифровая грамотность — это не только умение использовать свой компьютер или смартфон для просмотра видосиков в интернете. Понятие цифровой грамотности включает в себя большой спектр компетенций: от использования цифровых технологий и программирования до защиты от взлома и хищения персональных данных. Источник -
ЭТИ ЗНАНИЯ НЕОБХОДИМЫ ДЕТЯМ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ С ЧЁТКИМ ПОНИМАНИЕМ ЕЁ СУТИ И ЦЕЛИ.ДЕТЯМ НУЖНО РАЗЪЯСНЯТЬ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ В ИНТЕРНЕТЕ. ОНИ ДОЛЖНЫ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВЕ, А ТАКЖЕ КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАТЬ И АНАЛИЗИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ, КОТОРУЮ ОНИ НАХОДЯТ, ВЕДЬ НЕ ВСЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИНТЕРНЕТА ПРАВДИВЫ.
БУДЕТ ПОЛЕЗНЫМ ПОМОГАТЬ ДЕТЯМ ОСВАИВАТЬ ПРОГРАММЫ И ПРИЛОЖЕНИЯ. НА КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРАХ РАЗЪЯСНЯТЬ, ЧТО ДЕЛАЮТ ЭТИ ПРОГРАММЫ И КАК ИХ БЕЗОПАСНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ С НАИБОЛЬШЕЙ ПОЛЬЗОЙ.
КАК ВИДЕТЕ МАЛО УМЕТЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КОМПЬЮТЕРОМ, НУЖНО ЕЩЕ И НЕ ПОТЕРЯТЬСЯ В БЕСКОНЕЧНОМ ПОТОКЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ. ДЛЯ ЭТОГО И НУЖНА ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ — ОБЕЗОПАСИТЬ ЦИФРОВОЕ ДЕТСТВО И ВЗРОСЛЕНИЕ ДЕТЕЙ И ОБЕСПЕЧИТЬ ИМ КОМФОРТНОЕ ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО, В КОТОРОМ ОНИ МОГУТ ГАРМОНИЧНО РАСТИ И РАЗВИВАТЬСЯ.
1. Умение формулировать информационную потребность. На языке современных педагогических методик, это называется определением границы знания / незнания. Это еще не формулировка запроса, а лишь понимание того, что именно на этом этапе необходима новая информация.
2. Умение интерпретировать информацию. Не просто законспектировать, усвоить материал, а сделать из него свои выводы, внятно сформулировать смысловые итоги поиска и представить их в виде нового информационного продукта.
Можно сказать, что информационная грамотность - это «технология» учебы. Она складывается из умения человека:
· осознать личную потребность в информации для решения той или иной проблемы;
· выработать стратегию поиска, ставя значимые вопросы;
· найти информацию, соответствующую данной теме;
· оценить релевантность найденной информации, отсортировать, организовать, проанализировать ее;
· оценить качество информации, точность, авторитетность и достоверность;
· сформировать собственное отношение к этой информации;
· представить аудитории или самому себе свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы;
· осознать, что использование навыков информационной грамотности в процессе решения проблемы (или учебной задачи) можно распространить на все сферы жизни человека.
Эти умения определены понятием «информационная грамотность», поэтому мы можем взять их в качестве показателей. При этом у каждого из этих показателей можно выделить высокий, средний и низкий уровни развития. Такого рода типология дает представление о дифференцированном подходе к развитию информационной грамотности, когда при наличии высоких уровней контактного или креативного показателей возможен средний или даже низкий уровень информационного и оценочного показателей. Если же говорить об уровнях перцептивного показателя, то у многих людей при наличии ярко выраженного одного показателя остальные могут проявляться в неразвитом, «свернутом» состоянии. Несомненно, одно: без развитой способности к анализу и оценке текстов, их использования для решения каких-либо задач невозможно говорить о высоком уровне информационной грамотности человека. Только практические умения создавать тексты не могут сами по себе сделать индивида информационно грамотным.
Рассмотрим их применение в различных областях дополнительного образования.
1.Использование ИТ в техническом направлении:
2.Использование ИТ в художественном направлении:
3.Использование ИТ в физкультурно-спортивном направлении:
4.Использование ИТ в работе кружков прикладного направления:
5.Использование ИТ в военно-патриотическом направлении:
Цифровая грамотность - обширное понятие, в настоящее время на языке цифровой грамотности говорят абсолютно все: и люди, и машины.
ИКТ - технологии обеспечивают более быструю передачу информации и более убедительную, наглядную для широкой аудитории, как детей так и взрослых, чем помогли предоставить любые прежние средства коммуникации.
Мы как работники образования должны научится уверенно пользоваться ИКТ-технологиями и интегрировать цифровую грамотность с другими своими профессиональными компетентностями в жизни.
Цифровая грамотность учит нас, педагогов знаниям и навыкам в области образования и этики применения ИКТ, эффективно использовать ИКТ в обучении, в организации учебной деятельности.
Для того, чтобы оценить уровень своей цифровой грамотности необходимо пройти тестирование.
Цифровая образовательная среда способствует улучшению результатов освоения образовательной программы для учащихся, для педагогов развитию проектно-исследовательской деятельности, снижению нагрузки по контролю выполнения заданий обучающимися за счет автоматизации процесса.
Без умения пользоваться различными цифровыми ресурсами, контентами и т.п. в современном мире нереально реализоваться на работе. Во мноом цифровая рамотность облегчает и бытовые вопросы, прмоает увлечениям и личному общщению.
На более продвинутом уровне человек считается освоившим цифровую грамотность, если он может:
противостоять кибербуллингу;
вовремя обнаруживать фишинг;
законно обрабатывать чужие персональные данные;
защищать личные персональные данные;
быстро проверять достоверность данных в Сети;
безопасно обмениваться информацией с родными или коллегами.
А ещё понимает, как обеспечить конфиденциальность в интернете, как вычислять фейки и автоматизировать рутинные процессы в Сети.
Это только примеры, и далеко не все. Человек с высоким уровнем цифровой грамотности — тот, кто безопасно и комфортно пользуется интернетом
Для определения уровня своей цифровой грамотности можно пройти например тест оценки уровня цифровой грамотности предназначен для участников проекта IT- семья, проживающих в Тамбовской области. Пилотный проект «IT-семья» был запущен осенью 2021 года ПАО «Ростелеком». Он направлен на командное обучение интернет-грамотности людей старшего возраста вместе с их внуками.
Современное образование не возможно без цифровой грамотности.
доступных педагогу средств обучения и воспитания, что способствует
активной передаче культурных ценностей современному поколению
школьников и распространению гуманитарного и научного знания в
условиях информационного общества.
Цифровая трансформация в образовании предполагает в-первую
очередь перевод в цифровой вид учебного контента. На сегодняшний день
идет активный процесс по созданию электронных учебников и их внедрению
в учебный процесс. Электронные учебники становятся одним из главных
компонентов школьной информационной образовательной среды и основным
инструментом реализации требований ФГОС нового поколения.
Министерством образования и науки сформирован перечень электронных
форм учебников, допущенных к использованию в образовательных
организациях. Следующей задачей выступает разработка и создание новых
форм дидактических средств и интерактивных образовательных ресурсов.
Уже сегодня оцифрованы не только учебники и художественная литература,
но и разработаны и внедряются в образовательную практику интерактивные
карты по географии и истории, коллекции интерактивных заданий к учебно-
19
методическим комплексам, аудиоприложения к учебникам иностранных
языков, онлайн-тренажеры, сервисы для учителей для быстрой подготовки и
проведения классных работ
RSS feed for comments to this post