Технологии профилактики суицидального поведения обучающихся в образовательной среде
-
Published: 15 November 2022
-
Last Updated: 15 November 2022
-
Created: Tuesday, 15 November 2022
К сожалению, суицидальное поведение представляет собой одну из основных проблем современного общества. Каждую минуту в мире кто-то предпринимает попытку преднамеренного самоубийства.
Термин «суицидальное поведение» объединяет все проявления суицидальной активности. Это и мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения, особенно данный термин, применим к подростковому возрасту, когда проявления активности отличаются многообразием.
По данным ВОЗ, в большинстве экономически развитых странах мира самоубийство входит в первую десятку причин смерти.
В истории мировой цивилизации проблема суицида выступала как религиозная, юридическая, морально-этическая проблема последнего выбора, свободы, предельных состояний и самораскрытия личности.
Отмечается, что до 12 лет суицидальные попытки чрезвычайно редки. С 14–15 лет суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16–19 лет.
Лишь у 10 % детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой, в 90 % суицидальное поведение – это «крик о помощи». Неслучайно 80% попыток совершаются дома в дневное и вечернее время. В среднем каждая четвертая демонстративная попытка суицида заканчивается самоубийством по неосторожности.
Общая неустойчивость, недостаточность критики, повышенная самооценка и эгоцентризм создают условия для снижения ценности жизни, что негативно окрашивает эмоциональность подростка, а в конфликтной ситуации создает предпосылки для суицидального поведения.
Первым шагом в решении проблемы суицидального повеления среди несовершеннолетних является его профилактика. Только совместными усилиями специалистов: педагогов, психологов, социальных и медицинских работников и семьи можно достичь положительного результата в профилактике суицидального поведения.
Comments
чувствительности к проблемам подростков, усиление внимания к их чувствам, переживаниям. В условиях цифровых технологий и гаджетов детям часто не хватает
простого человеческого общения, тепла, любви. И всё это можем и должны дать им мы, взрослые. Конечно, педагоги, но в большей степени самые близкие и родные люди, которые будут всегда рядом в трудной жизненной ситуации и протянут руку помощи.
Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности подростки, потерявшие смысл жизни. Причиной суицида могут быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностные конфликты и т.п. Проблема детских суицидов присуща как неблагополучным семьям, так и семьям с внешними признаками социального и финансового благополучия.
Необходимо организовать профилактическую работу с учащимися ОУ по
выявлению и реабилитации несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Исследования социального статуса семей учащихся. Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям и социального паспорта класса и школы. А также проведение индивидуальных профилактические мероприятия с семьями социального риска.
системой общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной
организации: общегосударственном и правовом, общественном и экономическом,
медицинском, педагогическом, социально-психологическом и др.
К условиям успешности профилактической работы можно отнести следующие:
комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность.
Своевременность приобретает особое значение при работе с подростками.
Известный факт: подростковые суициды в большинстве случаев совершаются на
высоте аффекта. От внимательного отношения и грамотного реагирования
окружающих (родителей, педагогов, сверстников, медицинских работников) зависит,
реализует или остановит свой суицидальный план подросток.
RSS feed for comments to this post