Формирование культуры межэтнических и межконфессиональных отношений подростков и молодежи
2.png
Формирование межэтнических
и межконфессиональных отношений
подростков и молодежи
Особого внимания заслуживает в данной связи ситуация, складывающаяся в молодежной и подростковой среде. В силу своих социально-психологических особенностей подростки и молодежь более других склонны не только к некритическому восприятию националистических и ксенофобских идей, к радикальным действиям группового характера. Как показывает анализ деятельности экстремистских националистических организаций в Российской Федерации, ряды их активистов , а зачастую и идеологов, в значительной мере состоят именно из молодежи.
Указанные проблемы являются актуальными и для Тамбовской области. В регионе имеются факторы потенциального роста напряженности, способные в условиях усиления интолерантности в обществе, и особенно среди молодежи, привести к негативным последствиям.
Около 5% населения области составляют на сегодняшний день представители национальных диаспор, наиболее заметными среди которых являются армянская, цыганская, азербайджанская, цыганская, курдская, чеченская. В последние годы наблюдается увеличение доли населения, принадлежащего к этнокультурным группам, которые ранее почти не были представлены на территории Тамбовщины, и, соответственно, не имеют навыков социокультурной адаптации в местном сообществе, прежде всего — трудовых мигрантов из Средней Азии. В Первомайский, Сосновский, Никифоровский, Петровский, Староюрьевский и Мичуринский районы приезжают переселенцы из стран СНГ (в частности, духоборы из Грузии), отношение к которым со стороны местных жителей довольно настороженное. Около 400 иностранных студентов, преимущественно африканских и азиатских государств, обучаются в вузах г. Тамбова.
На территории области действуют многочисленные религиозные организации, часть которых не принадлежит к числу традиционных для нашего региона конфессий и может восприниматься его жителями по меньшей мере настороженно.
По сведениям правоохранительных органов, в Тамбове имеются несколько группировок скинхедов, объединяющих лиц в возрасте от 18 до 35 лет. Зафиксированы попытки распространения агитации со стороны националистических организаций (в частности, Национал-большевистской партии).
Выборочные социологические опросы юношей и девушек г. Тамбова показали, что многим молодым людям «не по душе» лица кавказкой национальности, евреи, негры, корейцы. При этом практически все затруднялись ответить, за что они не любят ту или иную национальность.
Одной из важнейших задач в этих условиях является профилактика распространения экстремистских идей в подростково-молодежной среде и содействие формированию культуры толерантности подрастающего поколения. На сегодняшний момент существует необходимость проведения в регионе системы эффективных мер, направленных на профилактику ксенофобии, сохранение национального мира и единства, воспитание взаимной терпимости и готовности к межкультурному диалогу.
Значительную часть ответственности по решению этих задач может и должна взять на себя школа, система образования в целом. Принципиально важно, чтобы у обучающихся уже в школе было сформировано умение ценить и понимать культуры и национальные обычаи других народов, чтобы естественной нормой поведения подрастающего поколения стал отказ от этнически мотивированного насилия в любой физической, словесной или эмоциональной форме, стремление к поиску мирных путей разрешения конфликтов и споров.
Определенные усилия в данном направлении, безусловно, предпринимаются. Внимания заслуживает, например, опыт организации работы с иностранными студентами в Тамбовском государственном техническом университете; усилия по созданию системы воспитания толерантности в некоторых общеобразовательных учреждениях Тамбова и области. Однако, как нам представляется, деятельность образовательных учреждений, направленная на решение задач профилактики ксенофобии и экстремизма, может стать более активной и результативной за счет расширения взаимодействия с организациями гражданского общества.
Исходя из уставных целей и имеющихся потенциальных возможностей, АНО «Региональный центр образовательных технологий» видит свою миссию в рамках такого взаимодействия в организации работы с учащимися школ, учреждений начального и среднего профессионального образования по формированию установок и навыков толерантного поведения в поликультурной среде, готовности к осуществлению межкультурного диалога в рамках местного сообщества, а также в повышении компетентности педагогических и руководящих работников образовательных учреждений в решении задач гармонизации межэтнических отношений. В целях реализации этих задач разработан настоящий проект «Формирование культуры межэтнических и межконфессиональных отношений подростков и молодежи».