Агроклассы
Тамбовская область является аграрным регионом и развитие сельскохозяйственной отрасли в рамках реализации государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» (31 мая 2019 года №696) является одним из приоритетных направлений. Из 30 муниципальных образований области 20 - сельские (66,7 %) и 10 - городских округа (33,3%). Современная политика правительства Тамбовской области направлена на создание в области центра продовольственной безопасности страны. Это объясняется исторически обусловленным сельскохозяйственным профилем Центрального Черноземья, национальным приоритетом развития агропромышленного комплекса России, природными возможностями региона в развитии АПК. Реальный прорыв в развитии сельского хозяйства может осуществиться только при условии, что в эту сферу придут компетентные профессионалы. В связи с этим правительством области принято решение осуществлять подготовку таких кадров, начиная со школы.
Таким образом, формирование сети профильных предпрофессиональных классов агротехнологической направленности (агроклассов) является актуальным для нашего региона. Это позволит вовлечь обучающихся в деятельность агропромышленного комплекса Тамбовской области, познакомиться с лучшим российским опытом ведения агробизнеса, с аграрным законодательством и основами рационального природопользования в рамках производства конкурентоспособных, экологически безопасных технологий и продуктов питания. Комплексный подход к ознакомлению с аграрным сектором будет способствовать углубленному изучению отдельных учебных предметов и обеспечит преемственность между общим, средним специальным и высшим профессиональным образованием.
Так, в области реализуется проект по созданию и развитию агроклассов с целью создания условий для формирования у обучающихся предпрофессиональных, профессиональных и предпринимательских компетенций в сфере АПК, устойчивой мотивации на самореализацию в условиях сельского социума, готовности к осознанному выбору профессии, созданию новых производств.
Перечень общеобразовательных организаций, входящих в сеть профильных предпрофессиональных классов агротехнологической направленности (агроклассов) в Тамбовской области:
1. МАОУ «СОШ № 5 «Научно–технологический центр имени И.В. Мичурина» г.Мичуринска;
2. МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского района;
3. МБОУ «Избердеевская СОШ им. Героя Советского Союза В.В. Кораблина» Петровского района;
4. МБОУ «Уваровщинская СОШ» Кирсановского района;
5. Рудовский филиал МБОУ Пичаевская СОШ Пичаевского района;
6. Старохмелевский филиал МБОУ Новоникольской СОШ Мичуринского района;
7. МБОУ Оборонинская СОШ Мордовского района;
8. Ивановский филиал МБОУ «Новопокровская СОШ» Мордовского района;
9. Сосновский филиал МБОУ Новопокровская СОШ Мордовского района;
10. МБОУ «Никифоровская СОШ № 1» Никифоровского района;
11. Сампурский филиал МБОУ «Сатинская СОШ» Сампурского района;
12. МБОУ «Умётская агроинженерная школа» Уметского района.
Из них три образовательные организации (МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского района; МБОУ «Избердеевская СОШ им. Героя Советского Союза В.В. Кораблина» Петровского района; МБОУ Оборонинская СОШ Мордовского района) находятся в статусе «Стажерская площадка», дающем право образовательной организации транслировать свой положительный инновационный опыт педагогам и студентам образовательных организаций области по вопросам организации агробизнес-проектной деятельности в различных предметных областях, основ агробизнес – проектирования в образовательном учреждении, бизнес - планирования в рамках реализации агробизнес – проектов.
Для подготовки кадров в сфере сельского хозяйства в Тамбовской области действует кластер агробизнес-образования, в работе которого принимают участие школы, колледжи, вузы и сельскохозяйственные предприятия.
В основе проекта – создание и модернизация школ инновационного развития в сельской местности. В числе школ «Школа агробизнеса «Тамбов», «Школа АгроЭкоТехнологий» и «Агроинженерная школа «АгроТех», где акцент сделан на аграрное и агробизнес-образование, формирование у школьников профессиональных и предпринимательских компетенций. «Школа «Политех+», «Школа – Центр современных индустриальных технологий» и «Школа базовой инженерно-технологической подготовки» где обучают современным технологиям. В «Школе «Сколково – «Тамбов» и «Школе – научно-технологическом центре имени И.В. Мичурина» у детей формируют инновационное мышление и исследовательскую культуру.
Для оказания практического ознакомления с технологиями производства, организации сельскохозяйственных отрядов, практики, развития института наставничества и оказания шефской помощи выстраивается механизм взаимодействия с крупными компаниями, такими как:
ООО «Группа Компаний «Русагро»;
Группа компаний «АСБ»;
Компания «Агрофирма «СеДек»;
ООО «Агровиста»;
ООО «Агротехнологии»;
ООО «Планета садов плюс»;
ОАО «Крахмалопродукт»;
АО «Тепличное»;
ООО Тепличный комбинат «Мичуринский»;
Тамбовская областная ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств «АККОР»;
ОАО «Октябрьское»;
ООО «Агрохимальянс» и др.
В рамках данного взаимодействия обучающиеся общеобразовательных организаций получают возможность изучать инновационные технологии производства и переработки с/х продукции, растениеводства, выращивания, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции, овощеводства, основы точного земледелия и др.
Для реализации агротехнологического направления в образовательных организациях разработаны нормативные и организационно-управленческие материалы:
Концепция по созданию агрокласса на базе общеобразовательной организации, включающая разработку брендбука для агроклассов;
дорожная карта по созданию и развитию сети профильных предпрофессиональных классов агротехнологической направленности (агроклассов) в Тамбовской области.
Одновременно ведется работа по совершенствованию профессиональных компетенций управленческих и педагогических кадров по вопросам организации и осуществления агрообразования в школе.
Так, разработано и реализовано более 10 программ повышения квалификации по следующей проблематике:
«Современные подходы к технологическому образованию школьников (агробизнес)» на 36 часов для учителей-предметников общеобразовательных учреждений;
«Проектирование агробизнес-деятельности образовательного учреждения» на 72 часа для учителей-предметников и педагогов дополнительного образования;
«Проектирование агробизнес-образования в условиях ФГОС нового поколения» на 144 часа для руководящих и педагогических работников Татановской СОШ;
«Организация агробизнес-проектной деятельности в образовательном учреждении СПО Тамбовской области» на 72 часа для руководящих и педагогических работников учреждений СПО и др.
«Организация деятельности профильных предпрофессиональных агроклассов (групп) в образовательных организациях» на 36 часов для руководящих и педагогических работников, обеспечивающих организацию деятельности профильных предпрофессиональных агроклассов (групп) в образовательных организациях.
Обучение по данным программам прошли более 2000 человек.
Также для руководителей образовательных организаций, в основном, были организованы стратегические сессии и проектировочные мастерские (причем проходили они в полевых условиях на Агробиостанции Мичуринского аграрного университета с участием сотрудников социально-педагогического института аграрного вуза) по проектированию образовательных программ с агротехнологическим содержанием, их ресурсному обеспечению; разработке территориальных карт, включающих сетевые ресурсы для социальной адаптации и самореализации обучающихся с ориентацией на конкретно рабочее место, в т.ч. в сфере АПК.
Для учителей были организованы и проведены мероприятия различного формата (проектировочная сессия, целью которой являлось проектирование содержания и механизмов реализации агротехнологической направленности в общеобразовательной организации; диалоговая площадка «Развитие агротехнологического образования: агроклассы 68/2.0»; IV Форум Агрошкол и школ-хозяйств «Агрошколы и школы-хозяйства как драйвер развития сельских территорий»), в рамках которых рассматривались актуальные вопросы и задачи агробизнес-образования, развития школ-хозяйств, трудового и производственного воспитания: сетевое взаимодействие агрошкол и школ-хозяйств с партнёрами (в том числе – представителями бизнеса), региональные модели реализации агробизнес-образования, трудового и производственного воспитания в образовательных организациях; использования инновационных технологий и реализации агробизнес-проектов и проектов трудового и производственного воспитания в образовательных учреждениях с участием бизнеса, разработчиков и государства в условиях новой политической и экономической ситуации.
Осуществляется эффективное взаимодействие с ведущими вузами региона. Совместно с ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет», межрегиональными и региональными ресурсными центрами аграрного и агробизнес-образования (МАОУ «Татановская СОШ, МБОУ Избердеевская СОШ) разрабатываются учебно-методические комплекты по реализации агротехнологического содержания в рамках учебных предметов биология, химия. Так, в 2023 году ведущими педагогами ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет» разработано и передано для реализации в общеобразовательные организации, на базе которых функционируют агроклассы учебно-методическое пособие «Инновационные подходы к организации агропрофильных элективных курсов по садоводству, овощеводству и лекарственным культурам.
Данное пособие содержит 11 элективных курсов агротехнологической направленности. Это элективные курсы: «Экология окружающего мира», «Основы экономики и организации сельскохозяйственного производства», «Инновационная биология», «Агрохимия», «Генетика на службе человека», «Мир микробов», «Полевые культуры», «Основы агрономии», «Агробизнес в картофелеводстве», «Химия и окружающая среда», «Занимательная биология».
Особое внимание уделяется организации работы с обучающимися, для которых проводятся различные мероприятия, направленные на популяризацию агротехнологического профиля среди обучающихся образовательных организаций региона. К таким мероприятиям можно отнести:
Форум «Агроклассы 68/2.0» для обучающихся 7-8 классов агротехнологической направленности;
областной АгроХакатон, который объединил 12 команд юных аграриев из Гавриловского, Кирсановского, Мичуринского, Мордовского, Никифоровского, Первомайского, Петровского, Староюрьевского, Тамбовского муниципальных округов и городов Мичуринска и Тамбова.
Также в 2023 году обучающиеся агроклассов общеобразовательных организаций региона приняли участие во Всероссийском проекте «Школьный агростартап», который реализуется при грантовой поддержке Российского движения детей и молодёжи и направлен на популяризацию фермерства у молодёжи, развитие навыков бизнес-планирования в сельском хозяйстве. По итогам конкурса команда «Никитин Мёд», состоящая из обучающихся МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района вошла в число победителей конкурса. Финалисты посетили дискуссионную сессию «О деятельности агроклассов», в котором принимали участие представители учреждений с агроклассами из России и Беларуси. В рамках сессии обсуждался вопрос о важности знакомства с сельскохозяйственными профессиями и сферой АПК со школьной скамьи.
В рамках реализации агротехнологического направления, обучающиеся агроклассов региона принимают активное участие в проекте «Магия селекции», который реализуется на базе ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина», где у них имеется возможность посетить лекции ученых и преподавателей ВИРа и МичГАУ о различных культурных растениях, методах выведения новых сортов, мировой коллекции растений ВИР, профессиях будущего.
Тиражирование лучших практик в сфере реализации агрообразования осуществляется в рамках конкурсов профессионального мастерства «Педагог-эколог» (в 2023 году были определены победители в номинации «Эколог», «Инженер-проектировщик в сфере охраны окружающей среды» и «Специалист в сфере лабораторных исследований»); Всероссийского форума профориентации «ПроеКТОриЯ» (номинация «Авторские уроки будущего»); конкурс методических идей и разработок и др.
Реализация агротехнологического направления в школах области осуществляется при поддержке Тамбовского регионального филиала АО «Россельхозбанк».
20 февраля 2024 гда состоялся рабочий визит заместителя председателя Правления АО «Россельхозбанк» Константинова Д.В.
В рамках визита гости посетили ряд образовательных учреждений области: ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный агарный университет, МАОУ «СОШ №5 НТЦ им.И.В.Мичурина», МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского района.
Вместе с и.о. ректора учебного заведения Сергеем Жидковым и проректором по учебно-воспитательной работе и молодежной политике Сергеем Соловьевым стороны обсудили участие Россельхозбанка в развитии комплексной системы подготовки агроспециалистов от школьной скамьи до профильных средних учреждений и вузов.
Денисом Константиновым было отмечено, что «Тамбовская область всегда являлась кузней высокопрофессиональных специалистов, искренне заинтересованных в развитии сельского хозяйства. Именно на таких специалистов РСХБ делает большой акцент».
В рамках встречи определились основные направления сотрудничества Россельхозбанка, Мичуринского ГАУ, а также школ, на базе которых функционируют агроклассы:
организация практики студентов вуза в подразделениях банка,
участие лучших студентов вуза в стипендиальной программе, а также уникальный образовательный проект «Школа фермера»;
подготовка педагогов в области организации агропроектной и исследовательской деятлельности;
апробация цифровой платформы «Я в агро» https://svoevagro.ru/. агротехнологического содержания, организации. В апробации участвует МАОУ «Татановской СОШ» Тамбовского района. На данной платформе размещены методические материалы по реализации агротехнологического образования, информация о конкурсах и олимпиадах, полезные материалы, информация о востребованных профессиях, специальностях, направлениях подготовки в сфере АПК.
Реализация агротехнологического направления в общеобразовательных организациях позволит решить ряд ключевых вопросов:
обеспечить практико-ориентированный характер обучения, повысить научный и технологический потенциал школьного образования в целом;
освоить школьникам современные сельскохозяйственные технологии, в том числе технологии интенсивного экологического садоводства, овощеводства и биодинамичного земледелия, основы ресурсо- и энергосбережения, экологические нормы ведения сельского хозяйства, технологии переработки сельскохозяйственного сырья, основы организации аграрного бизнеса;
расширить у молодежи интерес к сельскому хозяйству, к современным био- и агротехнологиям, сельскохозяйственной технике (автоматические системы, роботизированные платформы, эргономичное оборудование, цифровые приложения);
сформировать осознанный профессиональный выбор, ориентирующий на жизнь и профессиональную деятельность в сельской местности и повысить количество абитуриентов, желающих поступить на обучение по специальностям сельскохозяйственного сектора экономики Тамбовской области;
развить социальное партнёрство между образовательными организациями общего, профессионального, высшего образования и бизнес-сообществом;
обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие Тамбовской области.