392000, г.Тамбов, ул.Советская, 108/8
Версия для незрячих

Династия Куприных-Милосердовых

dh5r2admiegyfn0wwa5qyikme59qdd21.png
  • Общий педагогический стаж: более 380 лет

Педагогическая династия в составе: Павел Иванович Куприн, Ольга Сергеевна Куприна, Лидия Павловна Милосердова, Александра Павловна Куприна, Александра Павловна Типикина (Куприна), Юлия Павловна Куприна, Геннадий Павлович Куприн, Таисия Павловна Терехова (Куприна), Нина Павловна Лунькова, Елизавета Васильевна Милосердова, Вера Сергеевна Тонкова, Евгений Леонидович Тонков, Татьяна Михайловна Лямина, Ольга Алексеевна Мазалова, Леонид Евгеньевич Тонков.

 

Общий педагогический стаж династии – более 380 лет

 

Во главе династии стоят Павел Иванович и Ольга Сергеевна Куприны. Четыре поколения, связанные с этой фамилией, их дети, внуки и уже правнуки с их семьями связаны с профессией педагога, будь то школа или высшие учебные заведения. Многие из них награждены почетными орденами и медалями за свою трудовую деятельность, стали докторами и кандидатами наук, заслуженными деятелями науки.

Павел Иванович родился в чрезвычайно бедной мордовской семье в 1885 году. Благодаря живому уму и старанию освоил грамоту, учился в церковноприходской школе, а со временем стал и сам обучать грамоте деревенских ребят. Никакого педагогического образования в нашем сегодняшнем понимании этого слова он не получил, но обладал даром истинного учителя, к которому тянулись дети, и который был готов поделиться с ними тем, что знал.

В конце концов, видя, что в деревне получить достойное образование очень трудно, родители решили отправить трех старших дочерей (Лидию, Александру и Юлию) в Тамбов. Здесь они учились в школе 2-й ступени с педагогическим уклоном, как она тогда называлась (сегодня это школа № 1 г. Тамбова). Первой ее окончила Лидия, получив удостоверение, дающее ей право на работу учителем. Позже в своих воспоминаниях Лидия Павловна Милосердова (1907-2004) напишет, каким счастьем для нее было это событие: теперь она могла хотя бы немного помочь семье материально, могла заниматься тем делом, о котором мечтала всегда, потому что у нее перед глазами были примеры таких замечательных педагогов, как С.Г.Ковригина, А.В.Сохранский, Ю.М. Милославская, В.И.Маркин – любимый классный руководитель и многие другие. Увлеченность своей работой, знание предмета, доброта и энтузиазм этих педагогов не могли не найти отклика в детских душах. Результат известен – очень многие из выпускников этой школы избрали именно педагогическую профессию.

С 1926 года Лидия Павловна заведует Низовской школой Бондарского района Тамбовской области, преподает все предметы, какие входят в программу начального обучения. Страна боролась с безграмотностью, поэтому важно было научить людей, прежде всего, читать и писать. Лидия Павловна пишет: «В школе была одна классная комната, парты на 8-10 человек, две классные доски, учительский стол и книжный шкаф. Заниматься приходилось с 1-2-3 классами одновременно. Учащихся было больше 50 человек... К весне многие из них выбывали, а осенью значительно позже начала занятий приходили в школу, так как мальчики должны были помогать по хозяйству (стеречь коров, ухаживать за лошадьми, а девочки были няньками при маленьких детях, родители которых летом работали в поле)».

Но при этом все учились с большим желанием, вечерами в школу приходили и взрослые, семейные люди, которым так хотелось научиться читать и писать. Много лет спустя, уже работая в Тамбове, Лидия Павловна получала письма от своих бывших учеников, некоторые из них были даже старше своей учительницы. Они благодарили ее не только за то, что привила им любовь к знаниям, но и ту атмосферу доброты и самоотдачи, которые они чувствовали при общении и которые во многом определили их дальнейшую судьбу.

С 1930 года, когда контингент учащихся в школе значительно увеличился, в деревню Низовая на помощь Лидии Павловне присылают Александру Павловну, ее любимую сестру, которая также получила право работать учителем. Но при этом в дополнение к начальным классам Лидию Павловну направляют еще и в другое село, находящееся за 4 километра от Низовой, в село Малое-Гагарино, где была открыта уже семилетняя школа. Здесь ей предстояло вести русский язык, литературу и другие предметы, преподавание которых требовало специального образования. Чувствуя пробелы в своих знаниях, Лидия Павловна подает заявление в районо с просьбой отпустить ее на учебу в педагогический институт, однако ввиду острой нехватки учителей на селе ей отказывают. В результате только в 1934 году она поступает на заочное отделение Тамбовского пединститута, а заканчивает в 1939 году Воронежский институт, так как в 1934 году заочное отделение было переведено туда.

С 1938 года Лидия Павловна работает учителем русского языка и литературы Бондарской средней школы. Вспоминая свой первый выпуск в этой школе, она пишет о том, с каким удовольствием она, помимо учебных занятий, читала лекции о русской литературе, организовывала спектакли для населения, с которыми выступала в клубах не только с.Бондари. С гордостью она отмечает, что из 27 выпускников 1938-39 учебного года 16 выбрали профессию учителя. Последующие годы работы прибавляли опыта, не уменьшая энтузиазма и энергии. Удивительно, но в первые самые тяжелые годы Великой Отечественной войны школа стала своеобразным информационным центром, здесь собирались люди, чтобы обсудить последние события, просто пообщаться. Лидия Павловна рассказывала позже, что в маленькую комнатку, которая служила учительской, набивалось столько народа, что многим не хватало места. Газет было мало, поэтому часто наиболее важные статьи читали вслух, но самое интересное, как отмечала Лидия Павловна, было то, что такие вечера неизменно заканчивались чтением стихов. Это были Маяковский и Брюсов, К. Симонов и С. Кирсанов, молодые поэты, ушедшие на войну, стихи которых публиковались в газетах. Артистический талант, который проявился в Лидии Павловне еще в годы ее работы в Низовской школе, где она ставила спектакли и играла в них часто главные роли, замечательный дар чтеца, столь необходимый учителю литературы, оказались в этой ситуации особенно востребованными. Многие из тех, кто присутствовал на этих вечерах, вспоминали о том сильном впечатлении, какое они на них производили.

Не случайно, до конца 90-х годов ХХ-го века в Бондарскую школу приезжали ее бывшие ученики. Общаясь позже на этих традиционных встречах со своими выпускниками, Лидия Павловна с радостью видела, чего они добились в жизни: среди них были кандидаты наук, заслуженные учителя, врачи и военные, агрономы и даже поэты.

С переездом в Тамбов началась новая страница в жизни Лидии Павловны, теперь она была инспектором в системе Тамбовского облоно, свою задачу она понимала не просто как посещение уроков учителей, но в первую очередь помощь им советом, указанием на недостатки, обменом опытом работы. Проработав на этой должности много лет, Лидия Павловна, по единодушному мнению многих знавших ее, всегда стремилась к тому, чтобы даже при обсуждении недостатков не нанести человеку обиды, никогда не делала поспешных выводов о том или другом неудачном уроке, радовалась, видя успехи учителя, давала при необходимости советы. Даже с ее уходом на пенсию в 1966 году не прекратился поток учителей, которые шли теперь уже к ней домой за помощью и просто за пониманием.

Сорокалетний стаж работы Лидии Павловны был отмечен высокими правительственными наградами – орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медалью «50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», многочисленными почетными грамотами Министерства Образования СССР. Ей было присвоено звание «Отличник народного просвещения».

Муж Лидии Павловны, Милосердов Василий Дмитриевич, также работал в Бондарской средней школе учителем математики. К сожалению, его педагогическая деятельность была прервана войной, на которую он ушел сразу же, как только был призван, и которую прошел до самого конца. Его письма с фронта бережно хранятся в семье до сих пор, часть из них передана в музей Бондарской школы. Но тяжелые годы войны не прошли даром – дойдя до самого Берлина и вернувшись домой, он умер в марте 1946 года от ранений.

Вторая дочь П.И. и О.С.Куприных Александра Павловна (1908-1984), в замужестве Типикина, долгие годы проработала со своим мужем Александром Антоновичем Типикиным в начальной школе села Кёрша Бондарского района. Их общий учительский стаж – более 50 лет. Он был заведующим этой школы, она – единственным учителем: село было тогда не очень большое, так что двух педагогов хватало на всё. Они сумели создать в школе удивительно домашнюю атмосферу: в классах было много цветов, дети приучались ухаживать за ними, узнавали новые названия, интересовались их свойствами. А рядом со школой был разбит замечательный сад, в котором деревья, посаженные детьми под руководством четы Типикиных, со временем разрослись, принося радость всему селу.

 Юлия Павловна Куприна (1911-1995), третья дочь в семье, с детства была увлечена математикой. Окончила физико-математический факультет Тамбовского государственного учительского института и в течение 37 лет (с 1930 по 1967 год) работала с детьми. Сначала она работала в детском саду, а по окончании обучения преподавала математику и физику сначала в школе села Нащёкино Бондарского района, а потом и в Бондарской средней школе.

Геннадий Павлович Куприн (1915-1944) окончил Тамбовское педагогическое училище в 1938 году и был направлен на работу учителем начальных классов в Оренбургской области, но из-за отсутствия в школе учителей других специальностей преподавал и географию, и даже немецкий язык. В 1939 году Геннадий Павлович поступил на естественно-географический факультет Тамбовского государственного учительского института. Война прервала его учебу. Он сражался на Белорусском фронте и погиб в 1944 году.

Таисия Павловна Терехова (Куприна) (1918-2005) после окончания Тамбовского  педагогического училища работала учителем начальных классов в Воронцовской школе Сампурского района Тамбовской области. В 1938 году поступила на факультет русского языка и литературы Тамбовского государственного педагогического института и с 1942 года преподавала русский язык и литературу сначала в селе Пахотный Угол Бондарского района, а затем в Бондарской средней школе. Интерес к научной работе и, прежде всего к психологии привел ее на кафедру психологии ТГПИ, где она проработала с 1947 по 1976 год сначала в должности ассистента, потом в должности старшего преподавателя и доцента. Богатый педагогический опыт работы с детьми и студентами позволил Таисии Павловне написать интересную диссертацию на тему «Индивидуальные особенности мыслительной деятельности учащихся», которую она успешно защитила в Институте психологии Академии Наук СССР. Она награждена медалью «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.», Почетной грамотой Министерства Просвещения РСФСР, значком «Отличник народного просвещения».

Младшая дочь в семье Куприных – Нина Павловна Лунькова (1924-2003) - окончила факультет иностранных языков Тамбовского государственного педагогического института и преподавала немецкий язык в Бондарской средней школе. Многие из ее учеников до сих пор вспоминают те уроки, на которые Нина Павловна приносила сделанные ею самой наглядные пособия – например, домик, склеенный из картона, со всей мебелью, занавесками, скатертями и прочей домашней утварью. Сегодня можно представить себе, с какой радостью и любопытством дети осваивали названия предметов на чужом языке. До того разнообразия учебных пособий, какое мы имеем сейчас, было еще очень далеко, поэтому очень многое зависело от творческой инициативы учителя, от его умения заинтересовать детей. Ученики Нины Павловны и сами готовили собственные поделки, потом ставили пьесы по сказкам Андерсена и Гауфа. Позже Нина Павловна работала в других регионах нашей страны, куда ее забрасывала судьба вслед за мужем-военным Луньковым Алексеем Васильевичем. После его выхода в отставку местом их постоянного жительства стал город Мичуринск, где Нина Павловна проработала до выхода на пенсию. Ей, как и ее старшим сестрам Лидии Павловне и Таисии Павловне, была присвоено звание «Отличник народного просвещения».

Таким образом, стаж педагогической работы только этого поколения семьи Куприных превышает 200 лет. Следующее поколение подхватило эту эстафету и продолжило семейную традицию.

Дочь Милосердовой Лидии Павловны и Милосердова Василия Дмитриевича Елизавета Васильевнаа окончила с золотой медалью среднюю школу №17 г. Тамбова и поступила на факультет иностранных языков Воронежского государственного педагогического института. После окончания института год работала учителем немецкого и английского языков в школе г. Новосибирска, потом вернулась в Тамбов. С 1965 по 2012 преподавала в Тамбовском государственном педагогическом институте –Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина (ТГУ). С 1992 – заведующая кафедрой немецкого языка (с 1996 – кафедра немецкой филологии) ТГУ. Организатор и руководитель аспирантуры (1995) и докторантуры (1998) по специальности германские языки. Автор 6 монографий, 4 учебных пособий, более 150 научных статей. Член Российского союза германистов. Организатор 1-й в Тамбове недели российско-немецкой культуры (1995), 12-й международной конференции германистов (DAAD-Germanisten-Konferenz) (1996). Один из организаторов Тамбовского общества Гёте (1994). Участник проекта «Бохумская модель № 1» (г. Бохум, Рурский университет), участник немецко-российского проекта «Новый взгляд на новую Германию» (1999) на базе немецких университетов в Вайнгартене и Равенсбурге (1994–1996). Область научных исследований: германское языкознание, антропоцентрический характер языкового знака и его отражение в грамматических категориях.

За годы работы в университете ею написано и опубликовано более 120 научных работ, среди которых 5 монографий, целый ряд статей в немецких сборниках, в центральных российских изданиях. Результаты научной работы активно внедряются в учебный процесс. Елизавета Васильевна выступала с докладами на многих международных и российских научных конференциях, принимала участие в работе съезда российских германистов (2004 г.), выступает оппонентом по кандидатским и докторским диссертациям. Научная работа является чрезвычайно важной составляющей работы педагога высшей школы, поэтому в течение ряда лет в рамках тематического плана научно-исследовательской работы ТГУ, проводимых по заданию Министерства образования РФ, Елизавета Васильевна руководила темами «Грамматика и прагматика языка в когнитивном аспекте» (1999-2001г.г.) и «Прагмалингвистическое исследование языковой личности в контексте взаимодействия языка и культуры» (2001-2004). Результаты исследования докладывались на международных лингвистических семинарах и конференциях, по данным темам опубликовано более 60 печатных работ.

Большое внимание она уделяла работе по расширению и дальнейшему развитию межкультурных связей, в частности с Культурным центром им. Гете (Москва и Санкт-Петербург), с Немецкой службой академических обменов (Москва). По инициативе зав. кафедрой проводились международные конференции с участием профессоров из Берлина, Бохума, Оснабрюка, Гамбурга, Потсдама и представителей немецкого консульства и посольства ФРГ. Благодаря этим связям кафедра немецкой филологии ТГУ получила и продолжает получать учебно-методическую литературу, издаваемую в Германии, преподаватели кафедры имели возможность проходить стажировки в лучших университетах Германии (Мюнхен, Берлин, Марбург, Гамбург, Тюбинген и др.). Через Генеральное консульство ФРГ получено художественной литературы более 200 наименований на общую сумму более 10 тысяч немецких марок. В рамках контактов с немецкими партнерами были организованы поездки студентов в Германию в обмен на приглашение немецких школьников в Тамбов.

Елизавете Васильевне присвоено звание «Почетный работник высшего профессионального образования», она награждена медалью «Ветеран труда» и многочисленными почетными грамотами Министерства образования РФ.

Дочь Таисии Павловны и Сергея Романовича Тереховых – Вера Сергеевна Тонкова (1942-2005) - закончила математический факультет Воронежского государственного университета, работала ассистентом кафедры математического анализа ВГУ, затем обучалась в аспирантуре и в 1972 году защитила в Москве кандидатскую диссертацию. С 1972 по 1976 годы она работала на кафедре математического анализа Тамбовского государственного педагогического института в должности доцента, а с 1976 года в связи с переездом семьи в г.Ижевск – на кафедре прикладной математики и информатики Ижевского государственного механического института (позже – университета). Ее коллеги и студенты отмечали редкий дар педагога и наставника молодых специалистов, постоянную готовность и желание прийти на помощь. Вера Сергеевна унаследовала все лучшие семейные черты педагогической династии Куприных: трепетное отношение и любовь к своему предмету, поразительное терпение и такт в общении с окружающими, индивидуальный подход к студентам, блестящее владение аудиторией при объяснении материала и умение донести до каждого слушателя суть даже самой сложной проблемы.

Муж Веры Сергеевны – Евгений Леонидович Тонков – сегодня известный математик, доктор физико-математических наук, профессор, Заслуженный деятель науки, закончил Ижевский государственный механический институт, аспирантуру, защитил кандидатскую, а позже и докторскую диссертации. Сегодня он является одним из ведущих специалистов по дифференциальным уравнениям, автором многочисленных научных работ, заведующим кафедрой Удмуртского государственного университета. По единодушному мнению коллег Е.Л.Тонков - блестящий педагог и наставник молодых ученых. Под его руководством прошли обучение в аспирантуре и защитили диссертации более 20 молодых специалистов. Среди его учеников есть и доктора наук, его научная школа известна и за рубежом, где работают его бывшие аспиранты.

Дочь Евгении Павловны и Михаила Федоровича Мамонтовых – Татьяна Михайловна Лямина - в 1970 окончила Тамбовское педагогическое училище и более 29 лет проработала воспитателем в детском саду г.Тамбова. За творческую работу, многолетний добросовестный труд она неоднократно награждалась ведомственными почетными грамотами.

Дочь Нины Павловны и Алексея Васильевича Луньковых – Ольга Алексеевна Мазалова закончила Тамбовский государственный институт химического машиностроения и по распределению поехала с мужем в г. Свердловск, где они работали инженерами на знаменитом Уралмаше. Казалось, что ее техническое образование отнюдь не располагало к педагогической деятельности. В этом была уверена и сама Ольга Алексеевна. Однако, видимо, гены и семейные традиции «взяли своё»: переехав на родину мужа в г.Старый Оскол, она пришла работать в технический колледж, где вот уже 23 года преподает такие непростые предметы, как сопромат, теоретическую механику и прочие замысловатые отнюдь «не женские» науки, удивляя учащихся и коллег поразительными педагогическими приемами и собственной методикой. Но для всех, близко знающих ее, такой поворот в ее биографии отнюдь не явился неожиданностью: еще в школе Оля писала стихи и рассказы, участвовала во всех школьных КВНах, собиралась поступать на факультет журналистики. Как подающую надежду ее приглашали на творческие семинары молодых поэтов, проводимые комсомольской организацией Тамбовской области. В институте она также была всегда в центре общественной работы. Поэтому не удивительно, что, видя, как трудно многим учащимся даются технические дисциплины, она стала зарифмовывать теоремы и наиболее важные правила, которые после этого усваивались детьми гораздо легче. Благодаря этому не только наладился контакт с учащимися, они почувствовали интерес к предметам, с радостью участвовали во всех мероприятиях, проводимых в колледже. На зональном первенстве лучших педагогов технических училищ Центрального Черноземья, куда была послана Ольга Сергеевна, она блестяще выступила, покорив не только жюри, но и своих соперников блестящим знанием своего предмета, находчивостью и неординарным подходом к преподаванию.

Четвертое поколение педагогов династии Куприных представляет сын Веры Сергеевны и Евгения Леонидовича Тонковых – Леонид Евгеньевич Тонков. Окончив школу с медалью, он мог бы поступить в любой самый престижный столичный вуз, однако выбрал Ижевский государственный механический университет. На недоуменные вопросы своих одноклассников, касающиеся такого выбора, он лаконично ответил: «Этот институт окончил мой папа». Дополнительных вопросов и возражений не последовало – все в классе знали, кто такой Лёнин папа. После 1-го курса Леонид был призван в армию и отслужил положенный срок в ракетных войсках, о чем до сих пор вспоминает с гордостью и даже с некоторой ностальгией – техника всегда была его увлечением и любовью. После окончания университета он работает в том же университете на одной из кафедр, являясь одновременно сотрудником Удмуртского филиала Академии Наук РФ. Вскоре он защищает кандидатскую диссертацию, и ему присваивают звание доцента. Сегодня Леонид Евгеньевич – педагог с 15-летним стажем. Студенты отмечают его яркий талант преподавателя, в котором великолепные знания сочетаются с лекторским мастерством. Он умеет снять напряжение в аудитории во время лекции, владеет ярким выразительным языком, что чрезвычайно важно в работе преподавателя. От своих родителей он перенял все лучшие черты педагога: требовательность к себе и к студентам, которая предполагает объективность в оценке их знаний, постоянное желание самому учиться дальше, доброжелательность и тактичность по отношению к окружающим. Леонид Евгеньевич находится в самом расцвете сил и можно не сомневаться, что он еще многого добьется на своем пути.