Династия Даниловых
- Общий педагогический стаж: 164 года
Педагогической деятельностью в семье крестьянина Данилова Александра Васильевича и его жены Марфы Константиновны начали заниматься их дети Иван и Анна.
Анна родилась 21 сентября 1894 года в с. Большая Липовица.
В 1905 году она окончила начальную школу, а в 1921 году – школу повышенного типа в г. Тамбове. Выдержав экзамены при УОНО, получив звание учителя школы I ступени, Анна Александровна начала свой педагогический путь в г. Тамбове в единой советской трудовой школе I ступени № 2.
С 1 января 1925 года по 1957 год она работала в Больше-Липовицкой средней школе сначала учителем начальных классов, совмещая с преподаванием ботаники, географии, математики в 5-х классах, а с 1930 года учителем химии и биологии в 5 – 7-х классах.
В 1939 году заочно окончила химико-биологический факультет Воронежского государственного педагогического института.
Активная участница в деле ликвидации неграмотности, организации комитетов бедноты, колхозов, Анна Александровна была награждена орденом Трудового Красного Знамени (1955) и орденом «Знак Почета», нагрудным значком «Отличник народного просвещения» (1955).
В 1955 году ей было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».
Ее брат Данилов Иван Александрович родился в 1890 году.
В возрасте девяти лет он начал учебу в Больше - Липовицкой земской школе. Когда годы обучения были окончены, Иван стал готовиться к поступлению в Тамбовское двухклассное образцовое училище при Екатерининском Учительском институте. Успешно сдав экзамены, он стал учеником этого учебного заведения. После окончания двухклассного образцового училища, Ивана, как прилежного ученика приняли в Екатерининский Учительский институт.
Пройдя полный курс обучения, Иван Александрович в 1910 году по направлению уехал работать учителем в глухую степную деревушку Писаревку Сосновской волости Тамбовского уезда.
В 1912 году его перевели в деревню Михайловку Воронцовской волости Тамбовского уезда в однокомплектную школу.
С 1914 по 1918 годы Иван Александрович работал в своей родной Больше – Липовицкой земской школе.
В 1918 году он поступил на бухгалтерские курсы, после окончания которых, стал работать счетным работником в издательстве «Товарищество» и одновременно учиться в Тамбовском сельскохозяйственном институте.
С 1922 по 1924 годы Иван Александрович работал воспитателем в детском доме «Революция».
С 1924 по 1932 годы – учителем химии, биологии, сельского хозяйства и пения в Больше–Липовицкой семилетней школе.
В 1932 году Иван Александрович со своей семьей переехал сначала в село Подгорное, а чуть позднее в село Уварово, где продолжил работу в школе.
Умер Данилов И.А. в 1975 году.
Его жена, Анна Александровна преподавала русский язык и литературу.
В семье педагогов Даниловых выросли два сына - Петр и Александр. Они пошли по стопам своих родителей.
Петр после окончания Уваровского педагогического училища работал учителем, затем поступил в Московский авиационный институт, а когда началась Великая Отечественная война, ушел добровольцем на фронт и погиб в 1942 году.
Александр Иванович Данилов родился
8 марта 1916 года в селе Доброе Добровского района Рязанской области, ныне Липецкой области (по старому административному делению – Лебедянского уезда Тамбовской губернии).Рос любознательным мальчиком, всем глубоко интересовался, всё хотел знать. С большим желанием пошёл в школу, которая открыла перед ним широкую дорогу к знаниям. Учился со старанием и прилежанием, был усидчив, трудолюбив и дисциплинирован. Чтобы больше знать, Саша много читал. У него была какая-то необычная тяга к знаниям.
В 1931 году Александр Данилов окончил неполную среднюю школу в с. Большая Липовица Тамбовско-Пригородного района и поступил в Уваровский педагогический техникум. Уже во время учёбы в техникуме стали проявляться незаурядные способности будущего учёного. Товарищи, учившиеся вместе с ним, вспоминают о его феноменальной памяти, огромном трудолюбии, стремлении вникнуть в суть и глубину изучаемого материала.
В 1934 году Данилов окончил с отличием техникум и был направлен в неполную среднюю школу № 3 села Уварово. Сначала Александр Иванович работал учителем 4 класса, а затем преподавал историю и географию в 5 – 7 классах. В этом же году Данилов поступил на заочное отделение исторического факультета Тамбовского пединститута. Всего лишь два года потребовалось ему для того, чтобы пройти полный курс обучения, сдать все государственные экзамены на «отлично» и получить диплом преподавателя истории. С 1936 года Александр Иванович стал заведовать учебной частью школы и преподавать историю в старших классах. По воспоминаниям его учеников Александр Иванович был чутким учителем, но в то же время требовательным, справедливым, прекрасно знающим свой предмет, умеющим доступно, образно, увлечённо излагать материал.
Спустя много лет, в 1979 году, уже, будучи Министром просвещения РСФСР, Александр Иванович Данилов, выступая перед студентами Московского государственного института имени В. И. Ленина, обратился к ним со словами: «Главное в педагогическом труде – быть понятным другими. Это очень непросто: уметь говорить ясно о сложном, будить мысль ученика.… И ещё, вы не должны забывать, что терпение – необходимое качество учителя. Ради главного интереса, который диктует вам призвание, приходится делать подчас много неинтересного. Помните: интерес этот нужно питать каждодневной работой, чтобы он перешёл в осознанный долг. Чувство осознанного долга – вот гарантия успешного дела, гарантия того, что найдёшь своё место в жизни…».
В 1939 году Александр Иванович Данилов получает разрешение на сдачу экстерном кандидатских экзаменов в аспирантуру Московского института истории, философии и литературы по кафедре истории средних веков. После сдачи кандидатских экзаменов за первый год обучения Данилов, по ходатайству МИФЛИ был освобождён Наркомпросом РСФСР от работы в школе и зачислен аспирантом второго года обучения. Окончив сдачу кандидатских экзаменов, под руководством профессора А. И. Неусыхина Александр Иванович начал работу над написанием кандидатской диссертации. Но мирный ритм большой страны нарушила война.
В августе 1941 года Данилов был призван в ряды Советской Армии. В августе – сентябре 1941 года - рядовой I - го запасного стрелкового полка Московского военного округа, в сентябре – декабре 1941 года – слушатель курсов военных переводчиков при Институте иностранных языков РККА (Московский военный округ). С декабря 1941 года и до конца Великой Отечественной войны А. И. Данилов находился на различных фронтах в Действующей Армии в качестве военного переводчика и (с января 1942 года) – помощником начальника оперативного отделения 370 отдельного радиовещания «Осназ».
В октябре 1942 года Александр Иванович Данилов был принят кандидатом в члены ВКП (б), а с февраля 1943 года становится членом ВКП (б).
Родина по достоинству оценила заслуги Александра Ивановича Данилова, он был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени.
В июле 1946 года Александр Иванович Данилов продолжил обучение в аспирантуре (в декабре 1941 года МИФЛИ, в аспирантуре которого обучался до начала августа 1941 года А. И. Данилов, слился с МГУ). Он досрочно написал кандидатскую диссертацию на тему: «Основные черты иммунитета и фогтства на церковных землях в Германии X – XII века».
В июле 1947 года А. И. Данилов защитил кандидатскую диссертацию в Совете исторического факультета МГУ, после чего по приказу Министерства высшего образования был направлен в Томский государственный университет.
Работа Александра Ивановича Данилова на историко-филологическом факультете Томского университета оставила глубокий след на долгие годы во всех сферах жизни этого учебного заведения. Будучи секретарем партбюро, деканом, а впоследствии ректором Александр Иванович заражал всех своей энергией, инициативой, принципиальным подходом к рассмотрению, как малых, так и больших вопросов.
Особенно велико и плодотворно было его влияние на молодежь. Выступления его перед молодежной аудиторией были всегда поучительны и заканчивались, как правило, бурными аплодисментами.
1947 - 1954 годы он работал: доцентом, заведующим кафедрой всеобщей истории, заместителем декана, деканом исторического факультета Томского государственного университета.
С 1 сентября 1954 года Данилов - докторант, старший научный сотрудник Института истории Академии наук СССР в городе Москве.
2 октября 1958 года Данилов опубликовал монографию «Проблемы аграрной истории раннего средневековья в немецкой историографии конца XIX – начала XX века» в качестве докторской диссертации. С ноября этого года А. И, Данилов был направлен в Казанский государственный университет, где заведовал кафедрой всеобщей истории.
Решением Высшей Аттестационной Комиссии при Министерстве высшего образования СССР от 7 февраля 1959 года А. И. Данилову была присуждена ученая степень доктора исторических наук.
В январе 1961 года Александр Иванович был назначен ректором Томского государственного университета.
Данилов был твердо убежден в том, что пора создавать в Томске историографическую школу. И ее создание началось. Четыре напряженных года руководства студентами и аспирантами кафедры Истории средних веков ТГУ. Сотни вечеров, затраченных им на чтение и корректирование докладов, статей учеников, сотни встреч и бесед с ними. Много ценных указаний получили за эти годы студенты и аспиранты от Данилова, поняли необходимость серьезно заниматься философией, методологией истории, проблемами познания. Был установлен активный контакт с кафедрой философии, возглавляемой профессором Ярошевским. Профессор Данилов ввел обычай: аспирант должен написать специальный доклад по философии.
Некоторым ученым на историко-философском факультете такие требования к аспирантам казались чрезмерными. Были и такие, что скептически отнеслись к «натиску философии на историю».
Но жизнь, научная практика показала правоту Данилова. Только хорошо подготовленный в философском, теоретическом отношении историк способен серьезно, убедительно и точно подвергать критике труды буржуазных ученых.
Четыре года – небольшой срок в науке. Но уже за это время под руководством профессора Данилова на кафедре средних веков сложилось ядро Томской историографической школы. Его составили молодые научные работники и аспиранты.
Перу Данилова принадлежало более 170 работ. Как руководителя его отличало умение мыслить крупномасштабно, перспективно. Любил инициативных сотрудников и старался опираться на них. Будучи заместителем декана, а затем деканом историко-философского факультета, ректором ТГУ, он много сделал для становления этого факультета как крупнейшего за Уралом многопрофильного учебно-научного центра. Его шестилетнее пребывание на посту ректора стало важным этапом в развитии ТГУ. С конца 50–х годов по 1965 год число студентов всех форм обучения выросло с 4500 до 10500 человек, число факультетов возросло с 8 до 12, кафедр с 50 до 67. В дополнение к 22 лабораториям открылось еще 12. Научно–педагогический коллектив вырос с 500 человек до 760. В ТГУ в 1965 году работало 40 докторов наук (в 1958 – 20). Совершенствовался учебно-воспитательный процесс, концентрация усилий всего коллектива была нацелена на повышение эффективности и качества научных исследований. Велись интенсивные поиски новых учебных форм учебного процесса. Так, по инициативе Данилова и при его самом деятельном участии, на историко-философском факультете были созданы спецгруппы – учебные группы с усиленным изучением иностранных языков (английского или немецкого), готовившие высококвалифицированных специалистов в различных областях исторических знаний. В эти годы в университете появились новые научные направления, специальности, специализации и кафедры. Повышение интенсивности научных исследований вело к укреплению имевшихся и созданию новых научных школ, значительному росту количества докторов и кандидатов наук, а также числа научных публикаций.
Одновременно Данилов вел большую общественную работу. В период работы в Томске избирался членом Томского обкома ВЛКСМ (1948 – 1949), членом Томского горкома КПСС (1953 – 1954), депутатом облсовета (1965 – 1967), членом обкома КПСС (1954 – 1955). Делегат XXIII, XXIV, XXV съездов КПСС. Депутат Верховного Совета СССР (1966 – 1970). Депутат Верховного Совета РСФСР (1971 – 1980).
В 1967 году А. И. Данилов стал Министром просвещения РСФСР.
1966 – 1970 года – пятилетие, в котором многогранной, неутомимой деятельностью более полутора миллионов тружеников школ РСФСР была написана новая замечательная глава в историю советской педагогики, советской школы. В резолюции XXIII съезда КПСС было сказано, что «большое значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее развитие народного образования и культуры».
Данилов, согласно данной резолюции, проводил школьную реформу, нацеленную на воспитание молодого поколения в патриотическом направлении, при помощи комсомольских и пионерских организаций, различных форм внеклассной работы в школе. Одним из разделов школьной реформы был переход на новое содержание образования. Этот переход на новые программы и учебники, и воплощение нового содержания образования в них, не сводилась лишь к частичным изменениям в постановке изучения курсов основных наук в школе. Исходя из накопленного опыта и достижений педагогической мысли, этот переход приводил в соответствие содержание и методику изучения всех предметов с требованиями, вытекающими из современного развития общества на тот период времени.
Также А. И. Даниловым была утверждена программа факультативных курсов с VII класса. И уже в 1971 году в большинстве школ велось преподавание факультативных курсов по программам, разработанным Министерством просвещения РСФСР.
Согласно требованиям времени в стране и в РСФСР было введено всеобщее среднее образование. По окончании средней школы перед выпускниками открывался путь получения дальнейшего (очного, заочного, вечернего) образования, как средне специального, так и высшего.
Неотъемлемым звеном в деятельности каждой школы становилась политическая и трудовая подготовка учащихся, их профессиональная ориентация. Обучение старшеклассников профессиям материального производства и их участие в производительном труде - задача, в которой Данилов видел основу воспитания молодежи на трудовых началах.
Большое значение уделялось внеклассной и внешкольной воспитательной работе с учащимися. Повсеместно работали технические кружки, клубы, секции юных химиков, физиков, космонавтов, историков, изобретателей. Много внимания уделялось художественному и физическому воспитанию детей и подростков, созданию музеев и экспозиций. Для лучшей реализации этих целей были организованы Дома и Дворцы пионеров, экскурсионно-туристические станции, спортивные школы и т. д.
Забота о создании наилучших условий для овладения молодым поколением основами наук, подготовки его к жизни и труду было решающим в укреплении материальной базы школы. В 1966 – 1970 годы почти каждый ученик России стал учиться в новом классном помещении. В эти годы план строительства школ в РСФСР был перевыполнен. Для учащихся при переходе на новое содержание образования первостепенное значение имело оснащение школ современным учебным оборудованием, разнообразными техническими средствами обучения. Были заново оборудованы кабинеты химии, физики, биологии.
Душа и движущая сила всей деятельности школы – учитель! Именно он определяет результативность учебно-воспитательного процесса, качество подготовки учащихся к жизни и труду, формирует граждански активную личность. Поэтому в восьмой пятилетке продолжались и количественный рост, и качественное улучшение учительских кадров школ РФ, повышались квалификация руководителей школ, их заместителей.
В 1973 году Александр Иванович, после смерти академика С.Д. Сказкина возглавил кафедру средних веков истфака МГУ и редколлегию сборника «Средние века». В то время он мечтал написать большую книгу о современной историографии ФРГ, собирал для этого материал, перечитывал бездну новых немецких работ, которые выписывал из-за рубежа.
Но он не успел реализовать эти планы. В 1977 году Данилов тяжело заболел, потерял ногу. Все это осложнило его жизнь, но он не сдавался мучительной болезни до последних дней. Он продолжал работать в министерстве, ездил в командировки, руководил кафедрой. В эти годы можно по достоинству оценить его мужество и стойкость перед лицом обрушившихся на него физических страданий, его огромную силу воли, которая помогла ему в этих условиях сохранить рабочую форму и делать множество важных и полезных дел. Именно в эти годы он вел работу по пересмотру школьных программ по математике, с целью облегчить ребятам постижение этого курса. Он собирался выступить на торжественном митинге по случаю шестисотлетия Куликовской битвы в Туле.
Умер Александр Иванович Данилов 27 ноября 1980 года в своем рабочем кабинете в здании Министерства просвещения РСФСР.
Многогранная научная и педагогическая деятельность А.И. Данилова получила широкое общественное и государственное признание. Он был награжден орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени и многими медалями, являлся действительным членом Академии Педагогических наук СССР, имел звание Заслуженного деятеля науки РСФСР, был членом президиума высшей Аттестационной Комиссии при Совете Министров СССР.
По просьбе педагогического коллектива 6 октября 1981 года Приказом Министерства просвещения РСФСР за № 319 школе № 3 г. Уварово было присвоено имя Александра Ивановича Данилова.