Информация о проекте
На основании приказа Минпросвещения России от 28 декабря 2024 г. № 1079 «О федеральных инновационных площадках» Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников образования» (далее – ТОИПКРО) включено в утвержденный перечень федеральных инновационных площадок (далее – ФИП), входящих в инновационную инфраструктуру в сфере общего образования, среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых в 2025 году.
ТОИПКРО реализует проект федеральной инновационной площадки по теме «Организационная модель сопровождения педагогов в области реализации гражданского и патриотического воспитания обучающихся по АООП (с привлечением негосударственного сектора)».
Проблематика проекта:
настоящее время приоритетной задачей для Российской Федерации в целом и для национальной системы образования является сохранение и укрепление культурно-ценностного суверенитета нашей страны. Указом Президента о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года от 7 мая 2024 №309 определены приоритетные направления, одним из которых является «реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности». Решение этой задачи осложняется тем, что родители современных школьников, сами выросли в условиях распада СССР и смены традиционных для России ценностных ориентаций, в той информационной среде, в которой довольно широко были распространены факты дегероизации и искажения нашего исторического прошлого. Сами школьники, не имеющие жизненного опыта и устоявшихся взглядов, в качестве источника информации также зачастую используют недостоверную информацию из сети Интернет, не всегда отдавая себе отчет в этом. Эти условия оказывают негативное влияние на процессы формирования патриотических и гражданских ценностей учащихся. В современных условиях на государственном уровне предпринимаются активные усилия для преодоления указанных проблем и повышения эффективности воспитания. Принята и является основой деятельности образовательных организаций федеральная рабочая программа воспитания, введены внеурочные занятия «Разговоры о важном», активизирована в патриотическом ключе деятельность детских общественных организаций, растет количество современных учебных материалов и электронных ресурсов воспитательной направленности.
Однако разрабатываемые материалы и ресурсы, конкретные форматы воспитательной работы создаются в основном с ориентацией на обычного, «среднестатистического» школьника и не отражают в достаточной степени тех особенностей, которые важны для организации работы со многими категориями обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью. Педагоги, реализующие адаптированные основные образовательные программы, нередко испытывают затруднения в подборе материалов по патриотическому и гражданскому воспитанию, адекватных возрасту, интересам современных детей и подростков и в то же время адаптированных к специфике обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и/или инвалидностью. Зачастую педагогическим работникам не хватает также профессиональных знаний, навыков, умений в части выбора и грамотного применения форм и методов воспитательной работы, оптимальных для работы с детьми определенных нозологий. Следует также отметить, что именно дети с ОВЗ и инвалидностью чаще склонны занимать пассивную жизненную позицию, а потому острее других нуждаются в особых педагогических подходах в вопросах воспитания.
С другой стороны, серьезным потенциальным ресурсом в части патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ, формирования у этих категорий детей гражданской активности и традиционных нравственных ценностей, как показывает опыт образовательных организаций Тамбовской области, обладает динамично развивающийся сектор социально ориентированных некоммерческих организаций. Проблема, однако, заключается в том, что педагоги и руководящие работники образовательных организации, реализующих адаптированные основные образовательные программы, обычно слабо осведомлены об этих возможностях НКО и испытывают дефицит профессиональных компетенций, необходимых для выстраивания на организационно-методическом уровне эффективного и системного взаимодействия с ними. В результате на практике нередко наблюдается ситуация, когда цели деятельности государственных образовательных организации и социально ориентированных некоммерческих организаций совпадают, но имеющийся потенциал не используется.
Таким образом, можно констатировать необходимость поиска новых моделей, позволяющих объединить и скоординировать усилия по воспитанию обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, внедрить в практику новые организационные подходы, что, в свою очередь, требует соответствующего сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических и руководящих работников.
Значимость проекта для развития системы образования заключается в возможности использования общеобразовательными организациями на территории РФ апробированной в ходе реализации проекта модели для обеспечения методической поддержи педагогических работников, реализующих АООП, в области воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью; применения методических материалов в воспитательной работе.
Инновационная значимость проекта заключается в том, что разработка и апробация организационной модели обогатит теорию воспитательной деятельности новыми идеями патриотического воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью.
Цель проекта (программы)
Проектирование, апробация и внедрение организационной модели сопровождения педагогов в области реализации гражданского и патриотического воспитания обучающихся по АООП (с привлечением негосударственного сектора).
Задачи проекта (программы)
1. Разработка пакета нормативно-правовой документации по обеспечению разработки организационной модели сопровождения педагогов в области реализации гражданского и патриотического воспитания обучающихся по АООП.
2. Разработка дидактических и методических материалов по вопросам гражданского и патриотического воспитания обучающихся по АООП.
3. Разработка и апробация механизмов взаимодействия с НКО в вопросах гражданского и патриотического воспитания обучающихся по АООП.
4. Развитие профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников в части организации гражданского и патриотического воспитания обучающихся по АООП.
5. Тиражирование опыта по внедрению организационной модели сопровождения педагогов в области реализации программы воспитания АООП (с привлечением негосударственного сектора).