Форумы Центра дистанционного образования
-
Published: 11 April 2022
-
Last Updated: 29 April 2022
-
Created: Friday, 29 April 2022
В настоящее время в России идёт становление и развитие новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Национальный проект «Образование» направлен на достижение основных целей: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из главных задач. Формирование функциональной грамотности это условие становления динамичной и творческой, ответственной и конкурентоспособной личности.
О существовании функциональной грамотности мы чаще всего узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Часто функциональная безграмотность обнаруживается в ситуациях столкновения человека с новыми технологиями. Современному обществу необходимы функционально грамотные люди, умеющие работать на результат, способные к определенным, социально значимым достижениям. Функциональная грамотность обучающихся – это уровень образованности, дающий возможность на основе практико-ориентированных знаний решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности. Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у обучающихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации.
Как учитель может понять, в какой степени функциональная грамотность сформирована у ученика?
Какие факторы влияют на развитие функциональной грамотности обучающихся?
Как переориентировать учебный процесс на эффективное овладение функциональной грамотностью?
Как создавать задания для формирования у обучающихся функциональной грамотности?
Как встраивать эти задания в образовательную деятельность?
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам принять активное участие в обсуждении актуальной проблемы форума, поделиться собственными наработками в области формирования функциональной грамотности обучающихся.
Comments
мире происходят глобальные процессы ,и мир кардинально меняется. И чтобы жить в этой сложной реальности ,школьникам потребуются новые навыки, знания и умения. Необходимо не только давать знания детям по предмету, но и
осуществлять их активное применение в реальной жизни.
Полностью согласен с мнением коллеги.
С уважением, Коловатова Ольга Валентиновна, учитель английского языка МАОУ СОШ № 22 города Тамбова
Читательская грамотность – это одно из направлений функциональной грамотности и, на мой взгляд, базовое направление. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание.
В своей практике учителя сталкиваются с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом. Зачастую учащиеся не могут выделить ключевые слова и определить главную мысль текста, и, как следствие, подобрать к этому тексту заголовок, не умеют читать диаграммы и интерпретировать информацию, данную в таблицах, то есть они не в состоянии перенести знания и умения из одной области в другую.
На уроке английского языка мы формируем, развиваем и совершенствуем такие компоненты функциональной грамотности, как: глобальные компетенции, креативное мышление, читательская грамотность. Важным моментом является и практическая направленность уроков.
С уважением Буркина М.И.
Социокультурный компонент на уроках английского языка весьма важен, он дает возможность расширить социокультурную компетенцию учащихся и сделать английский язык межпредметным уроком, т.к. мы используем знания из разных сфер жизни.
с уважением Даняева Е.В., учитель английского языка МБОУ Новолядинская СОШ
Считаю, что на развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:
1. содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы)
2. формы и методы обучения
3. система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся
4. программы внешкольного, дополнительного образования
5. модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана)
6. наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами
С уважением, учитель английского языка Пустовит Е.К.
Хотелось бы обсудить вопрос "Как учитель может понять, в какой степени функциональная грамотность сформирована у ученика?".
Отмечалось, что существует несколько особенностей заданий для оценки степени сформированности функциональной грамотности у учащихся:
● задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний;
● в каждом из заданий описывается жизненная ситуация;
● контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
● ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
● вопросы изложены простым и ясным языком;
● используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы
Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.
Спасибо за внимание!
С уважением, учитель английского языка, Степанова Д.М.
С уважением, Наполова О.Г., Кузнецова С.В.
С уважением, Кравцова Елена Андреевна, учитель английского языка МАОУ СОШ № 1 - "Школа Сколково-Тамбов"
Глобальные компетенции изучаются на разных предметах, процесс должен быть целостным и непрерывным, содержание заданий нужно постепенно усложнять.
При этом главными умениями глобальной компетентности являются: способность оценивать информацию, выявлять мнения, подходы, перспективы, анализировать их, формулировать аргументы, объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать действия и их последствия. Для того чтобы сформировать такие умения, лучше обсуждать с детьми разные ситуации, дифференцируя их по возрасту
2) Формы и методы обучения;
3) Система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
4) Программы внешкольного, дополнительного образования;
5) Модель управления школой (высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
6) Наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами.
Быстрый ответ
На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:
содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы)
формы и методы обучения
система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся
программы внешкольного, дополнительного образования
модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана)
наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами
активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей,
На опыте развитых стран выявлены факторы, влияющие на развитие функциональной грамотности (механизмы развития):
1) содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);
2) формы и методы обучения;
3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
4) программы внешкольного, дополнительного образования;
5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
С уважением, учитель английского языка Букреева М.В., МАОУ СОШ 31
на развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:
содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы)
формы и методы обучения
система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся
программы внешкольного, дополнительного образования
модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана)
наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами
активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей
Хотелось бы высказаться по вопросу.
В вопросе формирования функциональной грамотности можно выделить, по крайней мере, два направления.
Первое – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.
Рассмотрим пример по формированию читательской грамотности – основного направления в исследовании PISA.
В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения (метапредметный – так как формируется при изучении различных предметных областей).
Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов/заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения: находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять ее в новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике.
Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая.
Вторым направлением формирования функциональной грамотности является дополнительное и предпрофессиональное образование для школьников.
Возьмем предметы естественнонаучного цикла. По школьным учебникам осваивается основной понятийный аппарат, законы природы, алгоритмы применения этих законов в модельных (учебных) ситуациях. Но параллельно идут процессы развития технологий, конвергенции наук, появляются новые материалы, новые устройства, приборы, гаджеты. И это все сферы для применения учебных знаний во внеучебных ситуациях. Здесь московским школам помогают ресурсы большого города, доступность дополнительного образования.
С уважением, учитель иностранных языков ТОГБОУ "Красносвободненская санаторная школа-интернат" Тялин Д.О.
1) содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);
2) формы и методы обучения;
3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
4) программы внешкольного, дополнительного образования;
5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
В этом плане учителям необходимо продумать этапы работы по активизации функциональной грамотности школьников
Задания на формирование функциональной грамотности отличаются от традиционных учебно-познавательных задач. Они носят комплексный характер. Их структура предполагает ряд взаимосвязанных задач, выстраиваемых на основе комплекса информационных средств и предполагающих различные формы работы с информацией.
С уважением, Смирнова Екатерина Олеговна, учитель английского языка МАОУ ЦО № 13, г. Тамбов
Одним из эффективных подходов к составлению заданий по формированию функциональной грамотности обучающихся является модель таксономии уровней познавательной деятельности Б. Блума.
В 1956 году профессор педагогики Чикагского Университета Бенджамин Блум предложил рассматривать цели обучения через набор наблюдаемых действий. Он выделил шесть уровней познавательной деятельности, а так же классифицировал их в порядке возрастания сложности:
− знание (механическое запоминание информации - фактов, терминов, процессов и т.п.);
− понимание (способность объяснить факты, интерпретировать, перефразировать материал);
− применение (умение использовать знания в новых ситуациях);
− анализ (способность разделять целое на части для лучшего понимания);
− синтез (умение комбинировать элементы для создания нового целого);
− оценка (способность оценивать значение или использование информации на основе определенных стандартов).
С уважением, МАОУ "Центр образования №13", учитель английского языка Молостова Н.А., Боярская Е.В., Бетина В.С. МБОУ "Комсомольская СОШ"
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней»
Таким образом, использование на уроках иностранного языка различного вида текстовых заданий способствует развитию функциональной грамотности учащихся, грамотности чтения и комплексному освоению учащимися основных видов речевой деятельности, а также развивает творческое мышление, приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к тексту.
Научить читать–главная задача в обучении иностранному языку в школе, это и есть функциональная грамотность.
С уважением учитель французского языка в филиале МБОУ "Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М фролова" в с. Ярославка, Котова Юлия Геннадьевна
содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы)
формы и методы обучения
система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся
программы внешкольного, дополнительного образования
модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана)
наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами
активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей
Соглашусь с предыдущим высказыванием. Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи, используя при этом определенные знания, умения и компетенции. На практике функциональная грамотность проявляется в действиях учащихся, а оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения учащихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.
Для успешного формирования функциональной грамотности в учебном процессе перед учителем ставится конкретная задача - переориентировать учебный процесс на эффективное овладение функциональной грамотностью. Каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе. Он должен помнить, что результат его работы заложен им в тех материалах, с которыми он пришел на урок и теми материалами, с которыми дети работают дома при подготовке к уроку.
Функциональная грамотность в основном проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.
Одним их основных направлений модернизации системы образования является обучение учащихся самостоятельно добывать и анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. То есть во главу угла поставлено понятие функциональной грамотности. Это явление метапредметное. Формируется функциональная грамотность при изучении всех школьных дисциплин и поэтому имеет разнообразные формы проявления.
Задания на формирование функциональной грамотности отличаются от традиционных учебно-познавательных задач. Они носят комплексный характер. Их структура предполагает ряд взаимосвязанных задач, выстраиваемых на основе комплекса информационных средств и предполагающих различные формы работы с информацией. Рассмотрим, чем академическая грамотность отличается от функциональной.
Функциональная грамотность в основном проявляется в решении задач, выходящих за пределы школьных ситуаций. Эти ситуации похожи на те упражнения, в ходе которых приобретались эти знания и умения на уроках.
С уважением Шевяков Сергей Валериевич, учитель английского языка МБОУ "СОШ№1" города Кирсанова.
Педагоги общеобразовательных школ дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. На опыте развитых стран выявлены факторы, влияющие на развитие функциональной грамотности
1) содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);
2) формы и методы обучения;
3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
4) программы внешкольного, дополнительного образования;
5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
В этом плане учителям необходимо продумать этапы работы по активизации функциональной грамотности школьников и составить план профессиональной деятельности на 3 года вперед.
С уважением учитель английского языка Жандарова И.Г. МБОУ СОШ №7 г. Мичуринска
С уважением Куницына Светлана Николаевна, учитель английского языка МБОУ "СОШ№1" города Кирсанова.
объединяющим, интегрирующим началом для преподавателей разных предметов, всех
педагогов одной образовательной организации, школ, реализующих передовые
образовательные практики. И такая интеграция объективно будет способствовать
преодолению серьезного, существующего годами противоречия между, с одной стороны,
традиционно реализующимся предметным преподаванием и достаточно выраженной
разрозненностью образовательных результатов, формирующихся в рамках отдельных
предметов, а с другой стороны, задачей целостного и гармоничного развития ребенка в
его подготовке к реальной жизни.
С уважением Кулаева Н. В. Кулябовский филиал МБОУ Мучкапская СОШ.
В своей практике учителя школ сталкиваются с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом. Зачастую учащиеся не могут выделить ключевые слова и определить главную мысль текста, и, как следствие, подобрать к этому тексту заголовок, не умеют читать диаграммы и интерпретировать информацию, данную в таблицах, то есть они не в состоянии перенести знания и умения из одной области в другую. В результате при выполнении заданий раздела «Чтение» (ОГЭ и ЕГЭ), объектом контроля которого являются умения понимать основное содержание прочитанного текста, устанавливать структурно-смысловые связи в прочитанном тексте, полно и точно понимать содержание прочитанного текста, учащиеся допускают многочисленные ошибки. Следовательно, результаты ОГЭ и ЕГЭ показывают, что выпускники школы имеют недостаточный уровень читательской грамотности, что в будущем может оказать негативное влияние на дальнейшее обучение, работу и социальные отношения.
С уважением, Валентина Николаевна
Задания на формирование функциональной грамотности отличаются от традиционных учебно-познавательных задач. Они носят комплексный характер. Их структура предполагает ряд взаимосвязанных задач, выстраиваемых на основе комплекса информационных средств и предполагающих различные формы работы с информацией. Рассмотрим, чем академическая грамотность отличается от функциональной.
позиции конкретного учителя, методиста, руководителя образовательной организации
относительно приоритетов в определении образовательного результата. И определяет эту
позицию решение дилеммы: что предпочтительнее — знание фактов и умение решать
типовые учебные задачи или способность действовать в реальной жизненной ситуации.
Вторая альтернатива, фиксирующая первостепенную важность образовательного
результата, связанного со способностью действовать в реальной жизненной ситуации, уже
начинает собирать вокруг себя единомышленников, сознательно подчиняющих
образовательный процесс рассматриваемой актуальной для сегодняшнего дня задаче.
С уважением Сорокина И. А.
содержание образования (стандарты, программы)
формы и методы обучения
система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся
наличие дружелюбной образовательной среды,
но главное, активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей, гены и семья!
С уважением, учитель английского языка МБОУ СОШ №2 г. Мичуринска, Куриленко Екатерина Александровна.
интерпретацией иллюстраций, ярких заголовков и рекламных вставок.
Все перечисленное тоже относится к тексту, который в терминологии PISA,
называется несплошным текстом. Это могут быть театральные билеты,
программки, постеры, небольшие афиши, входные билеты на культурные
мероприятия, проездные билеты, схемы проезда, планы выставок и музеев,
скриншоты сайтов .
С уважением, Анна Алексеевна
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках английского языка осуществляется через использование интерактивных методов обучения.
Интерактивные методы обучения — это такие методы и формы, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше активности преподавателя.
В интерактивных методах и обучающиеся, и педагоги являются субъектами обучения, педагоги выступают в роли организатора процесса обучения, а учащиеся выступают в роли лидера класса, группы, консультанта, организуется взаимодействие всех.
В рамках урока иностранного языка учителя используют следующие интерактивные методы и приемы:
- работа в малых группах, в парах, ротационных тройках, «два, четыре, вместе»;
- метод карусели / «идейная» карусель;
- аквариум; - мозговой штурм /мозговая атака / «брейн-ринг»;
- «ажурная пила»;
- Броуновское движение;
- «дерево решений»;
- кластеры;
- квесты;
- прием составления ментальной (интеллектуальной) карты;
- конференции / дискуссии;
- ролевые / деловые /лексические/грамматические игры;
- дебаты;
- проекты.
Этот список можно пополнять, т.к. каждый учитель способен придумать и внедрить в образовательный процесс эффективные приемы и методы организации речевого взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка.
повышение уровня функциональной грамотности российских учащихся может быть обеспечено успешной реализацией ФГОС общего образования, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов. Важно, чтобы в учебном процессе был реализован комплексный системно-деятельностный подход, чтобы процесс обучения шел как процесс решения учащимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует. Каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе. Он должен помнить, что результат его работы заложен им в тех материалах, с которыми он пришел на урок, и теми материалами, с которыми дети работают дома при подготовке к уроку.
С уважением учитель французского языка МБОУ "Инжавинская СОШ" Захарина Надежда Александровна
Добрый день, уважаемые коллеги! Деева И.В., я полностью согласна с Вашим мнением. Ведь, важно, чтобы учащиеся могли решать задачи не только в стенах школы, но за ее пределами.
С уважением, Гладышева Ольга Викторовна, учитель начальных классов и учитель немецкого языка, Туровский филиал МБОУ "Никифоровская СОШ №2".
1. направленность на решение бытовых проблем;
2. является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3. связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4. это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;
5. используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения;
6. имеет смысл главным образом в контексте проблемы поиска способов ускоренной ликвидации неграмотности
С уважением учитель французского языка в филиале МБОУ "Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М. Фролова" в с. Ярославка
Котова Юлия Геннадьевна
а) изменение образовательной парадигмы – компетентностный подход,
б) содержание обучения – комплексное (междисциплинарное) изучение проблем, включая жизненные ситуации;
в) характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса – сотрудничество, деятельностный подход;
г) доминирующий компонент организации образовательного процесса – практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся;
д) характер контроля – комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).
Однако многие из перечисленных аспектов пока не находят воплощения в массовой педагогической практике, так как требуют принципиально другого подхода к организации процесса, содержания и оценки качества образования. С уважением Л.Э.Хамидова
Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у ученика?
Функциональная грамотность в основном проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те упражнения, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения. Вот и ответ на поставленный вопрос: чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно
дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.
С уважением, учитель немецкого языка Миллер Ирина Викторовна, ф-л МБОУ "Покрово-Пригородная СОШ" в д.Орловка
бытовые задачи, взаимодействовать с людьми, организовывать деловые контакты, выбирать программы досуга, ответственно относиться к обязанностям
гражданина, ориентироваться в культурном пространстве, взаимодействовать
с природной средой. Функциональная грамотность определяет готовность к
выполнению социальных ролей избирателя, потребителя, члена семьи, студента. Функциональная грамотность позволяет использовать имеющиеся
навыки при организации разных видов путешествий, облегчает контакты с
различными социальными структурами и организациями.
C уважением, учитель немецкого языка Головкова Вера Николаевна,Красивский филиал МБОУ Кочетовской СОШ
В процессе педагогической деятельности может возникнуть вопрос: как создавать задания для формирования у обучающихся функциональной грамотности?
С целью развития функциональной грамотности учитель может предложить обучающимся решить различные типы задач: ситуационные, практико-ориентированные задания, задачи открытого типа, которые имеют ряд особенностей, отражающихся в их условии.
В условии предметных задач описывается предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование знаний конкретного учебного предмета, изучаемых на разных этапах и в разных его разделах. В ходе анализа условия необходимо «считать информацию», представленную в разных формах, и сконструировать способ решения.
В условии межпредметных задач описывается ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области. Для решения задачи необходимо осуществить поиск недостающих данных и применить знания из соответствующих областей.
В условии практико-ориентированных задач описывается ситуация, с которой обучающиеся встречаются в повседневной жизненной практике. Для её решения нужно мобилизовать не только теоретические знания из одной или нескольких предметных областей, но знания из повседневного опыта. Причем данные для задачи берут из реальной жизни.
Ситуационные задачи не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающихся, но они помогают им увидеть и понять, как и где им могут быть полезны в будущем знания из различных предметных областей.
В настоящее время интересные задания для формирования функциональной грамотности размещены на сайте Российской Электронной Школы (https://resh.edu.ru/)
С уважением, учитель английского языка МБОУ «Лицей г. Уварово им. А.И. Данилова» Марина Александровна Чепикова
Добрый день, уважаемые коллеги.. Факторы, влияющие на функциональную грамотность:1)Содержания образования (стандарты, учебные программы)2) Формы и методы обучения
3) Система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся
4) Программы внешкольного, дополнительного образования
5) Модель управления школой (высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана)
6) Наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами
7) Активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
С уважением, Истомина В.Н.
Повышение уровня функциональной грамотности учащихся может быть обеспечена за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов. Каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе. Он должен помнить, что результат его работы заложен им в тех материалах, с которыми он пришел на урок, и теми материалами, с которыми дети
работают дома при подготовке к уроку.
Перечислю особенности заданий для оценки функциональной грамотности:
Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний
В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся
Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни
Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны
Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области
Используются иллюстрации: рисунки, таблицы.
Наличие ситуационной значимости контекста
Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка на язык предметной области
Новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения
С уважением Дудоладова Н.Н. МБОУ СОШ №7 г. Мичуринска
Как встраивать эти задания в образовательную деятельность? Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе. Например, Задания по работе с информацией в Яндекс.Учебнике – межпредметные, поэтому их можно будет выдавать и на русском языке, и на математике, и на окружающем мире, и на любом другом предмете. При этом курс разбит по годам обучения: для 1-х и 2-х классов и для 3-х и 4-х классов.
Царёва О.А.,учитель иностранного языка МБОУ "Никифоровская СОШ №2"
Повышение уровня функциональной грамотности российских учащихся может быть обеспечено успешной реализацией ФГОС общего образования, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов. Важно, чтобы в учебном процессе был реализован комплексный системно-деятельностный подход, чтобы процесс обучения шел как процесс решения учащимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует. Каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе. Он должен помнить, что результат его работы заложен им в тех материалах, с которыми он пришел на урок, и теми материалами, с которыми дети работают дома при подготовке к уроку.
С уважением учитель Английского языка Черкасова Е.Н.
По моему мнению, процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс должен быть логично встроен в учебную программу как обязательная составляющая. Применительно к урокам немецкого языка для развития функционального чтения учитель должен готовить задания и вопросы разного уровня сложности, формирующих различные умения, находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять ее в новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике. Постоянно надо менять форматы заданий, исключая стратегию «натаскивания». Важно учить интерпретировать, оценивать и анализировать информацию. Для этого надо регулярно включать работу с инфографикой и статистикой.
С уважением учитель немецкого языка МАОУ «Лицей №29» Выставкина О.О.
Термин «грамотность», введенный в 1957 году ЮНЕСКО, первоначально определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте. Грамотность – это определенный уровень владения навыками чтения и письма, способность иметь дело с печатным словом.
Социологический словарь определяет функциональную грамотность как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному компьютеру и т.д.). Это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.
С уважением учитель немецкого языка Саранчина И.В.
Я согласна с многими коллегами и думаю что:
Функциональная грамотность - это базовое образование личности, которое закладывается именно с обучения на младшей ступени образования.
Составляющие функциональной грамотности формируются на всех уроках, а также на внеклассных мероприятиях интеллектуальной и творческой направленности.
С уважением, Пахарева Т.В., учитель иностранного языка МБОУ "Никифоровская СОШ №1"
Важно организовывать поэтапную деятельность школьников по работе с текстами по изучаемым темам в
любой форме или контексте, по нахождению информации в таких текстах.
Нужно предлагать такие задания, для решения которых школьники должны показать свое понимание и сделать выводы о том, какая информация необходима для выполнения задания. Дальше можно предложить задания на очень подробный анализ текста, который требует детального понимания информации. Будет полезно, если школьники будут подвергать сомнению и оценивать то, что они прочитали.
грамотности обучающихся:
содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);
формы и методы обучения;
система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
программы внешкольного, дополнительного образования;
С уважением, Насонкина Наталия Викторовна, учитель ин.яз. Никольского филиала МБОУ Платоновской СОШ
С уважением, Исаева Л.А. МБОУ Волчковская СОШ
Для того, чтобы во время урока у детей формировались эти компетенции, нужны нестандартные задания: например, можно поручить им определить подлинность древней карты, «заселить» лес на Марсе животными, которые могут жить без вмешательства человека, сделать обложку для книги из определенного набора геометрических фигур. Или устроить групповой конкурс на лучший проект школьного двора, и затем измерить площадь тех сооружений, которые дети придумали. Одним словом, задания по функциональной грамотности должны быть связаны с интересными ситуациями и одновременно решать учебные задачи.
C уважением! Валентина Чудина, МБОУ Верхнеспасская СОШ
Отвечая на один из вопросов форума, можно сказать, что для создания заданий, способствующих формированию функциональной грамотности, не нужно создавать какие-то сверхзадания . Необходимо просто учить школьников вычленять необходимую информацию в условиях
предоставления нескольких фрагментов текста . При этом можно использовать широкий спектр инструментов, включающих работу с текстами, таблицами, диаграммами, графиками.
С уважением, Яшугина О.Е. МБОУ "Уваровщинская сош"
изучить критерия оценивания функциональной граммотности и соотнести их сответами ученика
Какие факторы влияют на развитие функциональной грамотности обучающихся?
Внешние и внутренние
Как переориентировать учебный процесс на эффективное овладение функциональной грамотностью?
Проанализировать предметное содержание и трансформировать задания в соответствии с функциональной граммотностью
Как создавать задания для формирования у обучающихся функциональной грамотности?
использовать готовые конструкторы
Как встраивать эти задания в образовательную деятельность?
На уроках развития навыков чтения давать на функц граммотности. Спасибо за внимание.
Добрый день , уважаемые коллеги, хотела бы попробовать ответить на данный вопрос.
Важно организовывать поэтапную деятельность школьников по работе с текстами по изучаемым темам в
любой форме или контексте, по нахождению информации в таких текстах.
Нужно предлагать такие задания, для решения которых школьники должны показать свое понимание и сделать выводы о том, какая информация необходима для выполнения задания. Дальше можно предложить задания на очень подробный анализ текста, который требует детального понимания информации. Будет полезно, если школьники будут подвергать сомнению и оценивать то, что они прочитали.
С уважением, Черныш О.А.
Для формирования функциональной грамотности обучающихся необходимо учитывать целостность данного понятия, то есть помнить, что выделяют следующие направления: читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
2.формы и методы обучения;
3.система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
4.программы внешкольного, дополнительного образования. С уважением. Новгородова Н.Н., учитель ин.яз. Новгородовского филиала МБОУ Платоновской СОШ, Рассказовский р-н
Приём «Рюкзак»
Рефлексия – обязательная составляющая современного урока. При ее организации важно помнить, что рефлексия проводится не для учителя, не для завершения урока, а для ученика. Это своеобразный самоанализ, позволяющий понять достигнутый результат и оценить свою работу. Для того, чтобы ребенок захотел проанализировать свою деятельность на уроке, настроение, уровень знаний по теме, нужно его заинтересовать, то есть проводить рефлексию интересно.
Прием рефлексии изучения учебного материал. Данный прием чаще используется на уроках после изучения большого раздела. Можно использовать картинку, которая переходит от одного ученика к другому. Каждый ученик говорит о том, что он кладет в этот рюкзак (приобретенные знания умения по данной теме).
Например, «Я научилась хорошо определять падежи имен существительных в словосочетаниях» или «Я хорошо научилась различать Present Simple и Past Simple
Приём « Причина – Факт – Следствие».
Этот приём позволяет определять причинно – следственную связь осуществлять мини-исследование. Данный приём эффективен на стадии рефлексии, так как он позволяет увидеть перспективы и предположить дальнейший ход событий, мотивирует обучающихся на дальнейшее изучение материала и выполнение домашнего задания.
1) содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы);
2) формы и методы обучения;
3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
4) программы внешкольного, дополнительного образования;
5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
С уважением Калмацуй Ольга Вячеславовна, учитель английского языка МБОУ Заворонежской СОШ, Мичуринского района
Изучить критерия оценивания функциональной граммотности и соотнести их сответами ученика
Какие факторы влияют на развитие функциональной грамотности обучающихся?
Внешние и внутренние
Как переориентировать учебный процесс на эффективное овладение функциональной грамотностью?
Проанализировать предметное содержание и трансформировать задания в соответствии с функциональной граммотностью
Как создавать задания для формирования у обучающихся функциональной грамотности?
использовать готовые конструкторы
Как встраивать эти задания в образовательную деятельность?
На уроках развития навыков чтения давать на функц граммотности
Приём «Рюкзак»
Рефлексия – обязательная составляющая современного урока. При ее организации важно помнить, что рефлексия проводится не для учителя, не для завершения урока, а для ученика. Это своеобразный самоанализ, позволяющий понять достигнутый результат и оценить свою работу. Для того, чтобы ребенок захотел проанализировать свою деятельность на уроке, настроение, уровень знаний по теме, нужно его заинтересовать, то есть проводить рефлексию интересно.
5. Прием рефлексии изучения учебного материал. Данный прием чаще используется на уроках после изучения большого раздела. Можно использовать картинку, которая переходит от одного ученика к другому. Каждый ученик говорит о том, что он кладет в этот рюкзак (приобретенные знания умения по данной теме).
6. Например, «Я научилась хорошо определять падежи имен существительных в словосочетаниях» или «Я хорошо научилась различать Present Simple и Past Simple
Приём « Причина – Факт – Следствие».
Этот приём позволяет определять причинно – следственную связь осуществлять мини-исследование. Данный приём эффективен на стадии рефлексии, так как он позволяет увидеть перспективы и предположить дальнейший ход событий, мотивирует обучающихся на дальнейшее изучение материала и выполнение домашнего задания.
7. Например, «Я получил отметку «три» за диктант (факт). Причина: не выучил правило. Следствие: допустил много ошибок на это правило. Чтобы следующий диктант написать хорошо, нужно выучить это правило и уметь применять его при письме под диктовку (намечается коррекционная работа).
Задания на формирование креативного мышления Исследование PISA опирается на достоверно установленные факты, подтверждающие наличие существенных различий творческих задач по меньшей мере в трех областях: Вербального выражения Художественного выражения В области решения социальных, естественно-научных и математических проблем. Принятие такой позиции предопределяет состав заданий, среди которых выделяются следующие группы: Задания, требующие использования художественных средств — словесных и изобразительных (описание картины, творческие задание, сопровождающиеся иллюстрациями); Задания на разрешение проблем — социальных и научных (написание эссе в 10-11 классе)