Форумы Центра
-
Published: 10 November 2021
-
Last Updated: 11 April 2022
-
Created: Monday, 11 April 2022
Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, но в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции учителя. Постоянное саморазвитие, обучение, повышение квалификации, освоение новых навыков и компетенций - это актуальные требования к любому современному специалисту.
Новое поколение детей требует новых компетенций учителей. Чем моложе поколение, тем выше его уровень цифровой грамотности. Значит, современная школа должна создать условия для обучения в цифровой среде.
Сегодня педагог вынужден работать в принципиально новой, цифровой образовательной среде. А весной 2020 года возникла острая необходимость взаимодействовия с другими участниками образовательного процесса (с обучающимися, коллегами, администрацией и родителями) дистанционно в режиме реального времени, то есть онлайн-обучение. А это совершенно новый формат работы, которому надо учиться. Необходимы новая цифровая среда и постоянное взаимодействие. А ведь принципы сетевого взаимодействия это абсолютно другие принципы взаимодействия, абсолютно другие подходы к коммуникации. Поэтому, еще в большей степени, проявилась необходимость овладения педагогами новыми цифровыми компетенциями.
По вашему мнению, цифровая компетентность педагога - дань времени или все-таки необходимость сегодняшнего дня?
Уважаемые коллеги! Предлагаем обсудить следующие актуальные вопросы:1. Почему новое поколение детей требует новых компетенций педагогов?
2. Какими основными цифровыми компетенциями должен обладать каждый современный российский учитель?
3. Какие знания и умения необходимы педагогу и обучающимся для эффективного использования цифровых технологий и цифровых образовательных ресурсов?
Comments
Чем моложе поколение, тем выше его уровень цифровой грамотности. Дети, рожденные после 2010 года, на «ты» с технологиями, многозадачны и хотят учиться, только если им действительно интересно. Это значит, что современная школа должна создать такие условия для учеников, обучив учителей необходимым компетенциям. К сожалению, весенние события показали, что не все, чему до этого обучались педагоги и что раньше представлялось нужным, пригодилось на практике. Однако именно благодаря этому уже сейчас обнаружились ошибки, недостатки и недоработки. А это значит, что сегодня можно заняться их устранением, совершенствованием системы образования в целом и, конечно, развитием новых необходимых компетенций учителя.
• Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс.
• Владение приёмами подготовки дидактических материалов и рабочих документов (раздаточных материалов, заданий при обучении в цифровом формате, презентаций и др.).
• Владение приёмами работы с табличными данными.
• Владение методикой создания педагогически эффективных презентаций.
• Владение приёмами работы с электронной почтой и телеконференциями.
• Владение простейшими приёмами сайтостроения
Другой важнейшей задачей педагога является развитие современных навыков у обучающихся. Это информационная и медиаграмотность, цифровое общение и сотрудничество, создание цифрового контента, ответственное использование цифровых ресурсов и решение технологических задач.
Отсутствие цифровых компетенций заметно осложняет работу педагога - ведь она состоит не только из преподаваемого предмета. Преподаватель по-разному может использовать технологии для работы: для выдачи интерактивных заданий, для планирования, тайм-менеджмента, коммуникации с коллегами и родителями. Владение технологиями позволяет организовать работу, выиграть время и дать хороший результат, пользуясь подручными средствами: компьютером и телефоном.
1. Находить и оценивать учебные онлайн-материалы;
2. Создавать визуально интересные материалы;
3. Уметь эффективно искать информацию в сети;
4. Использовать возможности социальных сетей для профессионального развития;
5. Рекомендовать и распространять учебные ресурсы;
6. Взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса
1. Поиск и работа с информацией. В настоящее время большинство педагогов уже сформировали навыки поиска и анализа информации в интернете. Однако создание цифрового контента - дело сложное, требующее определенных навыков.
2. Безопасность в интернете. Мы должны научиться обеспечивать безопасность себе и своей информации в интернете.
3. Управление информацией и данными. Информацию необходимо безопасно хранить и правильно ею управлять, чтобы не нарушать законодательство в отношении персональных данных третьих лиц.
4. Организация обучения в цифровой среде, использование и создание цифровых ресурсов.
5. Коллективная работа в цифровой среде — один из залогов эффективного обучения. Мы должны осваивать цифровые инструменты совместной работы с учениками, родителями и коллегами.
6. Коммуникация в цифровой среде
7. Постоянное саморазвитие, обучение, повышение квалификации, освоение новых навыков и компетенций — это актуальные требования к любому современному специалисту.
Я считаю, что основные компетенции современного учителя это необходимые навыки в создании, использовании цифрового обучающего и контролирующего контента и навыки использования возможностей коммуникационных технологий.
Для создания качественного цифрового контента необходимы навыки в редактировании и форматировании текстовой и графической информации. Для этого учитель может и должен уметь использовать программы на локальном компьютере или сетевые сервисы, которых с каждым днем становится все больше. Текстовые процессоры, графические редакторы и т.п., которые использует учитель, постоянно обновляются, как и сетевые сервисы, поэтому учителю надо постоянно учиться, используя все возможные способы и источники. В некоторых случаях нельзя пренебрегать и опытом своих учеников.
Современный учитель общается с коллегами не только на работе, с учениками не только на уроках и переменах, с родителями не только по телефону или при личной встрече, а и с использованием коммуникационных технологий. Умение налаживать связи с помощью социальных сетей и коммуникационных программ – неотъемлемая часть обязательных навыков современного учителя.
Вовлечение учеников в обучение с помощью образовательных интернет ресурсов, а, следовательно, умение использовать их также можно отнести к основным цифровым компетенциям современного учителя.
Век цифровых технологий диктует свои условия. С каждым годом молодое поколение все увереннее осваивает цифровое пространство. Не секрет, что подростки легко ориентируются в сети интернет, прекрасно осваивают гаджеты и IT-технологии, тем самым показывают достойный уровень цифровой грамотности и делают вызов нам, учителям, постоянно двигаться с ними вперед. Вести диалог и обучение с обучающимися в том направлении, где им интересно. Это, наверно, первостепенная задача
учителя. Вот несколько требований к современному педагогу:
- Постоянное саморазвитие, обучение, повышение квалификации, освоение новых навыков и компетенций — это актуальные требования к любому современному специалисту.
- Коллективная работа в цифровой среде — один из залогов эффективного обучения. Учителям необходимо осваивать цифровые инструменты совместной работы с учениками, родителями и коллегами.
- Организация обучения в цифровом формате во время самоизоляции с использованием электронных образовательных ресурсов.
Все это показывает нам совершенно новый формат работы, которому надо учиться.
С уважением, Костюченко Лариса Петровна, учитель физической культуры МАОУ СОШ №1 - "Школа Сколково-Тамбов".
Цифровая компетентность педагога – это важнейшая необходимость. Думаю, что цифровизация образования должна развиваться с опережением прочих отраслей человеческой деятельности. Ведь именно образование, является основой всех видов деятельности человека. Современный учитель должен владеть необходимыми ИКТ-компетентностями, достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной деятельности; применять информационные технологии; использовать цифровые образовательные ресурсы; использовать современные коммуникационные технологии. «Концепция модернизации образования» ставит перед нами задачу подготовки разносторонне развитой личности. Поэтому, педагогу, профессионально необходимо иметь высокий уровень цифровой грамотности, быть на «ты» с цифровыми технологиями.
Куликова Наталья Владимировна, учитель МБОУ Староюрьевской СОШ Староюрьевского района Тамбовской области.
Что такое «цифровая компетентность педагога»?
Это умение свободно работать в интернете, готовность осваивать новые, современные программы, и конечно использовать их при работе.
Введение дистанционного обучения показало, на сколько важна цифровая грамотность учителей. Это онлайн-уроки, во время которых учитель работает с учениками интенсивно и открыто. Для работы используются онлайн-доски, совместные экраны, мобильные приложения и чаты, чтобы общаться, привлекать учеников к обсуждению, не давать ученикам отвлекаться.
Цифровая компетентность педагога – это важнейшая необходимость. Думаю, что цифровизация образования должна развиваться с опережением прочих отраслей человеческой деятельности. Ведь именно образование, является основой всех видов деятельности человека. Современный учитель должен владеть необходимыми ИКТ-компетентностями, достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной деятельности; применять информационные технологии; использовать цифровые образовательные ресурсы; использовать современные коммуникационные технологии. «Концепция модернизации образования» ставит перед нами задачу подготовки разносторонне развитой личности. Поэтому, педагогу, профессионально необходимо иметь высокий уровень цифровой грамотности, быть на «ты» с цифровыми технологиями.
Куликова Наталья Владимировна, учитель МБОУ Староюрьевской СОШ Староюрьевского района Тамбовской области.
Думаю, это не поколение требует, а "руководящие органы" образования в основном. То, что нужно меняться всем, в том числе и педагогам, естественный процесс. Мы все - часть мира. Меняется мир, соответственно, должны меняться и мы. Современный мир убыстряет темпы, усложняется, следовательно, необходимо оперативнее реагировать, чтобы не "потеряться" в нем. Возникают новые способы профессиональной деятельности, управления ею. Если их не знать, не уметь их применять, тогда и результаты будут оставаться на уровне "старых" методов.
Если рассматривать с точки зрения ученика (а он пока ребенок), то ключевым для него остается интерес. Нет интереса - нет мотивации - нет действий - нет результата. И если раньше достаточно было показать слайд на уроке, возникал бурный интерес, о сейчас этого мало, дети уже знают больше (в контексте цифровизации, например). Поэтому педагогу, хочешь-не хочешь, нужно развивать Форсайт-мышление, создавать новую среду, быть "дизайнером" социального взаимодействия. А это и есть новые компетенции.
В национальном проекте "Образование" четко обозначены современные направления, из цели и задачи. Чтобы все это реализовать, нужны, конечно же, новые компетенции педагогов.
2)безопасность в интернете,
3)управление информацией и данными,
4)организация обучения в цифровой среде,
5) кооперация в цифровой среде, коммуникации в цифровой среде,
6)саморазвитие в условиях неопределённости.
Современному педагогу необходимо обязательно уметь:
- Находить и оценивать с педагогической точки зрения учебные материалы;
- Создавать визуально интересные материалы;
- Искать и оценивать достоверность необходимой информации в сети для собственного развития и для обучающихся;
- Использовать современные образовательные платформы для выстраивания индивидуальной траектории развития обучающихся.
• цифровые ресурсы: их подбор, создание и модификацию, а также управление, защиту и совместное использование;
• обучение и преподавание: преподавание, наставничество, рефлексивные практики — анализ и обучение на собственном опыте, а также самостоятельное управление обучением;
• оценивание: стратегии оценивания, анализ доказательств, обратную связь и планирование;
• расширение возможностей учащихся: доступность и инклюзивность, персонализацию, вовлечение.
Именно поэтому современная школа создает условия для учеников, но необходимо обучить учите-лей необходимым компетенциям. Работа с информацией не является для нас новым, но остаются проблемы с созданием цифрового контента. В настоящее время мы должны обеспечивать безопасность себе и своей информации в интернете. Правильное составление паролей, правильное использование и хранение личной информации тоже должно стоять на первом месте.
Использование облачными системами хранения во многом упрощают нашу жизнь, но не стоит забывать о нарушении законодательства в отношении персональных данных третьих лиц.
Введения режима самоизоляции и дистанционного обучения показали, что онлайн-образование — это совершенно новый формат работы, которому надо учиться. Лишь постоянное саморазвитие, обучение, повышение квалификации, освоение новых навыков и компетенций поможет держать связь с новым поколение и повышать уровень цифровой грамотности.
находить и оценивать учебные онлайн-материалы;
Создавать визуально интересные материалы;
создавать виртуальные площадки для своего класса;
уметь эффективно искать информацию в сети;
использовать возможности социальных сетей для профессионального развития;
рекомендовать и распространять учебные ресурсы;
создавать, редактировать и распространять цифровые портфолио;
создавать, редактировать и распространять мультимедийный контент.
.
находить и оценивать учебные онлайн-материалы;
создавать визуально интересные материалы;
создавать виртуальные площадки для своего класса;
уметь эффективно искать информацию в сети;
использовать возможности социальных сетей для профессионального развития;
рекомендовать и распространять учебные ресурсы;
создавать, редактировать и распространять цифровые портфолио;
создавать, редактировать и распространять мультимедийный контент.
Стало понятно, что цифровые компетенции связаны с тем, что педагог вынужден работать в принципиально новой, цифровой, среде и взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса: непосредственно со школьниками, с другими учителями, с администрацией и с родителями, а также с третьими лицами, которые так или иначе вовлечены в образовательный процесс.
Чем моложе поколение, тем выше его уровень цифровой грамотности. Дети, рожденные после 2010 года, на «ты» с технологиями, многозадачны и хотят учиться, только если им действительно интересно. Это значит, что современная школа должна создать такие условия для учеников, обучив учителей необходимым компетенциям. К сожалению, весенние события показали, что не все, чему до этого обучались педагоги и что раньше представлялось нужным, пригодилось на практике. Однако именно благодаря этому уже сейчас обнаружились ошибки, недостатки и недоработки. А это значит, что сегодня можно заняться их устранением, совершенствованием системы образования в целом и, конечно, развитием новых необходимых компетенций учителя.
Даже если в том, чтобы создавать собственный контент, необходимости нет (например, в случае, если он использует материалы из открытых источников), каждый преподаватель при подготовке к уроку так или иначе изменяет задания под себя и свою группу: ориентируется на темп занятия, скорость восприятия обучающихся и другие важные составляющие урока, изменяет дизайн и шаблон презентаций, добавляет или убирает оттуда информацию.
Чем моложе поколение, тем выше уровень его цифровой грамотности. Новое поколение детей требует новых компетенций учителей. Дети быстро адаптируются к технологическим и цифровым изменениям в современном мире. Рассказ учителя на уроке не привлекает учащихся. Чтобы получить предметные результаты, нам нужно быть наравне с детьми и даже на шаг впереди. Освоить и развивать цифровые компетенции. Что же это за компетенции?
1) Поиск и работа с информацией.
2) Обеспечение безопасности себе и своей информации в интернете.
3) Управление информацией и данными.
4) Организация обучения в цифровой среде.
5) Организация совместной деятельности при работе в интернете (учитель и ученик).
6) Коммуникация в цифровой среде.
Для этого необходимо постоянное самообразование. Учителям придётся максимально быстро учиться и осваивать новые технологии, внедрять в работу новые форматы обучения. Только при таких условиях мы вырастим новое поколение образованных людей.
Педагоги во всех странах мира все лучше осознают преимущества,которые дает умелое использование современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере общего образования. ИКТ помогают решать проблемы повсюду, где существенное значение имеют знания и коммуникация. Сюда входят: совершенствование процессов обучения, повышение образовательных результатов школьников и их учебной мотивации, улучшение взаимодействия родителей
и школы, общение в школьной сети и выполнение совместных проектов, совершенствование организации и управления образовательным процессом. И это неудивительно, так как возможности, которые ИКТ предоставляют для развития инновационной экономики и современного общества, стали доступны и для образования и педагога, не говоря о том, что цифровая
грамотность — это фундамент развития профессиональных ИКТ-компетенций.
В свою очередь, ИКТ-компетенции педагога — это знания, навыки и установки, позволяющие ему свободно применять ИКТ для организации учебного процесса на всех его этапах — от подготовки к занятиям до создания цифровой среды, помогающей выстраивать индивидуальные образовательные траектории учащихся, мотивировать их к обучению, анализировать и прогнозировать их успеваемость.
С уважением, Андреюшкина Д.И МАОУ СОШ № 24 г. Тамбов
В школах открываются "Точки роста". Нужно уметь работать на современном оборудовании, которое необходимо освоить каждому из педагогов, чтобы потом преподавать детям. Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления различных объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, конструируя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера); владеть основными компьютерными инструментами: визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, объектов; вычислений — численных и символьных; обработки данных (статистики); экспериментальных лабораторий; квалифицированно набирать текст; использовать информационные источники, следить за последними открытиями и знакомить с ними обучающихся. Аттестация педагогов тоже вышла на новый уровень. Поэтому следовать веяниям времени в образовании нужно, важно и тогда мы сможем создать для ребенка такую среду для обучения, в которой ему будет интересно, комфортно и пригодится ему в будущем.
Белёнова Елена Юрьевна, заместитель директора МБОУ Староюрьевской СОШ Староюрьевского района Тамбовской области.
Чем моложе поколение, тем выше его уровень цифровой грамотности. Дети, рожденные после 2010 года, на «ты» с технологиями, многозадачны и хотят учиться, только если им действительно интересно. Это значит, что современная школа должна создать такие условия для учеников, обучив учителей необходимым компетенциям. К сожалению, весенние события показали, что не все, чему до этого обучались педагоги и что раньше представлялось нужным, пригодилось на практике. Новое поколение детей требует новых компетенций учителей. Чем моложе поколение, тем выше его уровень цифровой грамотности. Значит, современная школа должна создать условия для обучения в цифровой среде. Сегодня педагог вынужден работать в принципиально новой, цифровой образовательной среде
Постоянное саморазвитие, обучение, повышение квалификации, освоение новых навыков и компетенций - это актуальные требования к любому современному специалисту. Новое поколение детей требует новых компетенций учителей. Чем моложе поколение, тем выше его уровень цифровой грамотности. Значит, современная школа должна создать условия для обучения в цифровой среде. Сегодня педагог вынужден работать в принципиально новой, цифровой образовательной среде.
Чем моложе поколение, тем выше его уровень цифровой грамотности. Дети, рожденные после 2010 года, на «ты» с технологиями, многозадачны и хотят учиться, только если им действительно интересно. Это значит, что современная школа должна создать такие условия для учеников, обучив учителей необходимым компетенциям. К сожалению, весенние события показали, что не все, чему до этого обучались педагоги и что раньше представлялось нужным, пригодилось на практике. ... Постоянное саморазвитие, обучение, повышение квалификации, освоение новых навыков и компетенций — это актуальные требования к любому современному специалисту.
Если рассматривать с точки зрения ученика (а он пока ребенок), то ключевым для него остается интерес. Нет интереса - нет мотивации - нет действий - нет результата. И если раньше достаточно было показать слайд на уроке, возникал бурный интерес, о сейчас этого мало, дети уже знают больше (в контексте цифровизации, например). Поэтому педагогу, хочешь-не хочешь, нужно развивать форсайт-мышление, создавать новую среду, быть "дизайнером" социального взаимодействия. А это и есть новые компетенции.
В национальном проекте "Образование" четко обозначены современные направления, из цели и задачи. Чтобы все это реализовать, нужны, конечно же, новые компетенции педагогов.
1. Это дает возможность говорить с детьми на «их языке», что как правило сближает людей и межичностные отношения улучшаются.
2. Это дань времени потому, что прогресс не стоит на месте.
3. Это повышает авторитет педагога в глазах ученика.
Каждый современный российский учитель должен обладать следующими основными цифровыми компетенциями:
1. Умение работать с современными программами операционных систем ноутбуков, мобильных устройств
2. Умение разрабатывать игровые интерактивные материалы для обучения и воспитания
3. Умение применять виртуальные лаборатории
4. Умение создавать обучающие и воспитывающие видеоролики, мультфильмы
5. Умение быстро ориентироваться в информационном поле Интернета.
Для эффективного использования цифровых технологий и цифровых образовательных ресурсов педагогу необходимы знания информации на педагогических порталах, интерактивных сервисов, инструментов работы с данными в Интернете. Умения педагогов перечислены выше.
Обучающимся прежде всего необходимо уметь грамотно читать, креативно и критично мыслить, знать правила коммуникации в Интернете, способы работы с основным программным обеспечением цифровых устройств.
► навыки и знания, которые помогают справляться с волатильностью и неопределенностью будущего (адаптивность, критическое и системное мышление, умение справляться со стрессом,управление изменениями, бизнес-планирование, способность к самообучению в соответствии с концепцией «lifelong learning»);
► навыки и знания, которые помогают справляться с большим потоком информации (базовые навыки программирования, поиска, обработки и анализа информации, информационная гигиена,
медиа-грамотность, а также управление вниманием);
► навыки и знания, определяющие высокие коммуникационные способности для эффективного межличностного взаимодействия (умение работать в команде, сотрудничество, навыки самопрезентации, навыки деловых переговоров);
► навыки и знания, которыми не могут овладеть машины (эмпатия и эмоциональный интеллект, креативность и нестандартное мышление, управление роботизированными процессами).
1. Любить технологии искренне, умело жонглировать разными инструментами: создавать обучающие викторины, квесты, делать наглядные презентации, скидывать в «облако» материалы урока, быть доступным в соцсетях и мессенджерах и т.д.
2. Искать возможности, а не оборудование.
3. Использовать разные каналы связи и технологии.
Внедрение новых информационно-образовательных технологий - сложная задача, особенно для тех учителей, кто предпочитает традиционные инструменты, которые педагоги давно знают и отдают им предпочтение.
Современной школе нужен современный учитель, который интересен своим ученикам и идет в ногу со временем. Сегодняшний образовательный процесс предъявляет к педагогу особые требования: профессиональная компетентность, высокий уровень культуры, интенсивная работоспособность, эрудированность, творческая и сетевая активность.
К нам на урок пришли дети технологичного поколения Z, которые живут в виртуальном мире, в мире соцсетей. Экран модного гаджета привлекает их внимание гораздо быстрее, чем шелестящие книжные страницы. Ругать современные технологии бессмысленно - они прочно вошли в нашу жизнь, и отказаться от них мы никогда не сможем. Поэтому нам нужно систематически использовать ресурсно-методический потенциал цифровых образовательных ресурсов.
Семь основных цифровых компетенций, которыми должен овладеть современный российский учитель:
• Поиск и работа с информацией
• Безопасность в интернете
• Управление информацией и данными
• Организация обучения в цифровой среде
• Кооперация в цифровой среде
2. Основные цифровые компетенции, которыми должен овладеть каждый современный российский учитель.
1. Поиск и работа с информацией
2. Безопасность в интернете
3. Управление информацией и данными
4. Организация обучения в цифровой среде
5. Кооперация в цифровой среде
6. Коммуникация в цифровой среде
7. Саморазвитие в условиях неопределенности
Постоянное саморазвитие, обучение, повышение квалификации, освоение новых навыков и компетенций — это актуальные требования к любому современному специалисту.
3. Современный педагог, как и ученик, должен обладать цифровой грамотностью, то есть базовыми знаниями, навыками и установками, необходимыми для жизни в цифровом обществе. Уже сегодня без должного уровня цифровой грамотности становится невозможным сам факт трудоустройства человека, в том числе и педагога, не говоря о том, что цифровая грамотность — это фундамент развития профессиональных ИКТ- компетенций. В свою очередь, ИКТ- компетенции педагога — это знания, умения и навыки, позволяющие ему свободно применять ИКТ для организации учебного процесса на всех его этапах — от подготовки к занятиям до создания цифровой среды, помогающей выстраивать индивидуальные образовательные траектории учащихся, мотивировать их к обучению, анализировать и прогнозировать их успеваемость.
Что теперь должен уметь учитель?
- владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста; - - применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
- использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся);
- владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
1.Поиск и работа с информацией
2.Безопасность в интернете
3. Управление информацией и данными
4.Организация обучения в цифровой среде
5. Кооперация в цифровой среде
6. Коммуникация в цифровой среде
7. Саморазвитие и самообразование.
Это не дань моде, а веяние времени.
- Находить и оценивать с педагогической точки зрения учебные материалы;
- Создавать визуально интересные материалы;
- Искать и оценивать достоверность необходимой информации в сети для собственного развития и для обучающихся;
- Использовать современные образовательные платформы для выстраивания индивидуальной траектории развития обучающихся.
В настоящее время также очень актуально налаживать быструю связь с родителями, с учениками, с коллегами - это тоже требует необходимых навыков.
- уметь подбирать, создавать, модифицировать, использовать совместно цифровые ресурсы;
- знать правила безопасного поведения в интернете;
- уметь безопасно хранить информацию и данные, управлять ими;
- уметь организовать обучение с использование цифровых сред и платформ.
Как сказала Ольга Васильева, Министр просвещения РФ, на Петербургском международном экономическом форуме в 2017 году: «Учителя должны быть наставниками для своих учеников, «рожденных в цифре». Это не революция, а необходимость, сравнимая с изобретением книгопечатания».
Вовлечь в процесс обучения «рожденного в цифре ребенка» без естественной для него среды, становится все сложнее и сложнее. Но учитель, как никто другой понимает, что самое эффективное обучение - это обучение, связанное с жизнью. Поэтому развитие современной цифровой образовательной среды, которое сегодня имеет уникальные возможности для повышения качества обучения, стало весьма актуальным.
Пришло время цифровых технологий в школе. Мы должны давать знания не только по своему предмету, но и учить детей жить в меняющемся мире, думать о технических и социальных инновациях.
Одной из таких новаций считаю использование цифровых инструментов (образовательных платформ, сервисов и приложений) в образовательном процессе.
Целью развития цифровой образовательной среды школы, конечно же, является обеспечение высокого качества образования, о котором сказал президент РФ Владимир Путин. Она помогает индивидуализировать образовательный процесс, развить учебную самостоятельность и ответственность детей, предоставляет школьникам разнообразные инструменты для продуктивной деятельности.
Возможность получить знания самостоятельно, ориентироваться в больших объемах информации - это то качество, которое требуется в современном мире и ученикам, и учителям. И именно электронный образовательный контент сегодня дает учащимся возможность быть в будущем востребованными на рынке труда.
Цифровые инструменты помогают сделать обучение наглядным. В образовании использование технологий дает мощное конкурентное преимущество. У преподавателя, который выходит за рамки меловой доски и домашних заданий из учебника, уроки будут интереснее и эффективнее, чем у его консервативных коллег.
«Цифровой» учитель хорошо понимает, что важно для современных детей и в каком формате это лучше преподносить. Это позволяет доносить до учеников информацию таким образом, чтобы они заинтересовались ею и сами захотели с ней что-то сделать не только на уроке, но и после него. Ведь цель педагога — не только и не столько научить, воспитать и развить ребенка, а сделать так, чтобы он сам захотел научиться, воспитаться и развиться.
Но одного умения правильно пользоваться технологиями мало. Обучение — очень тонкий процесс, потому что он направлен на детей, а дети всегда чувствую фальшь. Настоящий «цифровой» учитель использует технологии не потому что надо, а потому что не может не использовать. Ему самому это нравится. Если преподаватель любит свой предмет, это обычно происходит само собой, поскольку ему важно заинтересовать им своих учеников, и он находится в постоянном поиске новых методик и возможностей. А на этом пути рано или поздно он обязательно придет к применению технологий.
Владение данными элементарными знаниями и умениями позволит ребенку сконцентрироваться на содержании изучаемого материала, а не на негативных состояниях и ощущениях от низкого уровня развития собственной цифровой компетентности.
С уважением, Т.П.Вдовина, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 24 г. Тамбов
1. Поиск и работа с информацией.
В настоящее время большинство педагогов уже сформировали навыки поиска и анализа информации в интернете. Однако у некоторых учителей до сих пор остаются проблемы с созданием цифрового контента.
2. Безопасность в интернете.
Педагоги в обязательном порядке должны научиться обеспечивать безопасность себе и своей информации в интернете. К сожалению, многие учителя до сих пор не понимают важность кибербезопасности и срочно должны учиться ее основам.
3. Управление информацией и данными.
Информацию необходимо безопасно хранить и правильно ей управлять. Многие педагоги не умеют пользоваться облачными системами хранения, а также не осознают, когда нарушают законодательство в отношении персональных данных третьих лиц.
4. Организация обучения в цифровой среде.
До введения режима самоизоляции и дистанционного обучения более половины учителей в разной степени уже использовали цифровые ресурсы. Тем не менее ситуация показала, что онлайн-образование — это совершенно новый формат работы, которому надо учиться.
5. Кооперация в цифровой среде.
Коллективная работа в цифровой среде — один из залогов эффективного обучения. Учителям необходимо осваивать цифровые инструменты совместной работы с учениками, родителями и коллегами.
6. Коммуникация в цифровой среде.
Коммуникация не менее важна для обучения в интернете.
7. Саморазвитие в условиях неопределенности.
Постоянное саморазвитие, обучение, повышение квалификации, освоение новых навыков и компетенций — это актуальные требования к любому современному специалисту.
Социальный педагог Иванова Анжела Александровна, Пичаевский филиал МБОУ "Жердевская СОШ №2"
Необходимые цифровые компетенции:
Находить и оценивать учебные онлайн-материалы;
Создавать визуально интересные материалы;
Создавать виртуальные площадки для своего класса: блоги, сайты, wiki-платформы;
Уметь эффективно искать информацию в сети;
Использовать возможности социальных сетей для профессионального развития;
Рекомендовать и распространять учебные ресурсы;
Создавать, редактировать и распространять цифровые портфолио;
Создавать, редактировать и распространять мультимедийный контент;
Использовать онлайн-инструменты для внедрения современных педагогических практик: перевернутый класс, смешанное обучение, мобильное обучение, проектное обучение и.т.д.
Налаживать связи с другими преподавателями.
Поэтому я считаю, что цифровая компетентность педагогического работника-это скорее необходимость нежели дань времени.
С уважением М.А. Жданова, главный методист ЦДО ТОИПКРО