Технологии профилактики суицидального поведения обучающихся в образовательной среде
-
Published: 17 October 2022
-
Last Updated: 17 October 2022
-
Created: Monday, 17 October 2022
«Для того, чтобы ученик учился хорошо,
нужно, чтобы он учился охотно».
Л.Н.Толстой
Приоритетом образования в настоящее время становится превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, которое определяет самоактуализацию и самореализацию личности. Целью образования сегодня является создание условий для формирования образовательного пространства, главная ценность которого успешность ребенка не только в различных формах образовательной деятельности, но и в различных ситуациях социального взаимодействия, что способствует повышению качества образования.
В соответствии с ФГОС одной из важнейших задач, определяющих деятельность учителя в рамках урока, является создание условий для успешного обучения, т. е. создание ситуации успеха, при которой у каждого обучающегося появляется возможность себя реализовать. Это очень актуально и для детей с ОВЗ, создание ситуации успеха для таких «особых» детей приобретает важное значение. Ведь ситуация успеха достигается тогда, когда сам ребенок определяет этот результат как успех. Осознание ситуации успеха самим же учеником, понимание ее значимости возникает у него после преодоления своих трудностей.
Ситуация успеха является помощником обучающимся в осознании себя полноценной личностью и обеспечении качества обучения. Задача каждого педагога - развивать такие личностные качества обучающихся как инициативность, активность, креативность. Создание ситуации успеха, вера в ребенка и учет его индивидуальных способностей наиболее продуктивно влияет на мотивацию обучающихся. Поэтому важнейшим направлением деятельности педагога является создание ситуации успеха для развития личности ребенка. Необходимо дать возможность каждому обучающемуся ощутить радость достижения успеха, осознание своих способностей, веры в собственные силы.
Уважаемые коллеги! Приглашаем к участию в форуме педагогов, заинтересованных в обсуждении данной проблематики. Предлагаем поделиться опытом создания ситуации успеха в образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Вопросы для обсуждения:
С чего начинается создание ситуации успеха на уроке?
Как создать ситуацию успеха в образовательной деятельности?
Какие методы и приёмы создания ситуации успеха используете вы в организации образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья?
Comments
Успех с педагогической точки зрения – это организованное сочетание условий, создающих возможность достичь значительных результатов в деятельности как конкретного обучающегося, так и коллектива в целом.
Создание ситуации успеха особенно важно для обучающихся с нарушением интеллекта, т.к. позволяет снять агрессию и преодолеть пассивность и изолированность.
С уважением, М.A. Жданова
В педагогическом процессе успешность каждого ученика зависит от успешности учителя, потому что, успешный учитель – это источник успеха своих учеников, а успех ученика – это успех учителя.
испытывает обучающийся в результате выполненной работы. Помня об этих положительных эмоциях,
он и в следующий раз возьмется за подобную работу. Следовательно, если помочь
ребенку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно смотивировать его на
будущую деятельность.
Первый шаг: осуществление психолого-педагогической диагностики школьников и написание на этом основании их педагогических портретов. Обязательным условием составления подобных портретов является содружество педагогов, психологов, родителей.
Второй шаг: целеполагание и разработка программы индивидуализированной педагогической помощи школьнику в его развитии и социальной адаптации.
Третий шаг: выбор педагогом на основе составленной им программы помощи школьникам форм, методов и приемов, которые могут привести к успеху в учебной, трудовой, коммуникативной и других видах деятельности, к их личностному росту.
Четвертый шаг: моделирование ситуации успеха для каждого школьника.
Пятый шаг: создание ситуации успеха в учебном процессе.
Шестой шаг: итоговый анализ, рефлексия деятельности по созданию ситуации успеха, оценка результативности той или иной ситуации успеха, ее воспитывающего потенциала для каждого ученика.
Большое внимание необходимо уделять организации системы уроков таким образом, чтобы каждый из них способствовал вовлечению учащихся в работу на разных этапах, поддержанию устойчивого познавательного интереса и активности каждого ученика. Особое значение приобретает подбор специальных индивидуальных заданий и упражнений с учётом уровня знаний и способностей каждого ученика. Как правило, результат положительный.
Большое внимание необходимо уделять организации системы уроков таким образом, чтобы каждый из них способствовал вовлечению учащихся в работу на разных этапах, поддержанию устойчивого познавательного интереса и активности каждого ученика. Особое значение приобретает подбор специальных индивидуальных заданий и упражнений с учётом уровня знаний и способностей каждого ученика. Как правило, результат положительный.
применяю приемы “Удивляй”,”Погружение”, “Сравнение” и другие. Например, давайте сыграем с вами в игру, которая называется “Сокровища”. Кто всегда искал сокровища, бороздя просторы океанов? Конечно же, пираты. Давайте и мы ненадолго побудем в роли юнг на пиратских кораблях. Звучит музыка из к/ф “Пираты Карибского моря”. Для постановки проблемы на уроке, а точнее, о создании ситуации противоречия и ее осознании учениками осуществля через вовлечение в обсуждение проблемных вопросов МЭО интернет-урока или предлагается отгадать кроссворд, ребус. Организация индивидуальной работы учеников с материалом Интернет-урока МЭО идет через выбор каждым обучающимся и выполнение интерактивных заданий: либо это задание с открытым ответом, либо выполнение тренажера или работа с картой. Один из важнейших приемов чтения карты – составление описаний географических объектов и явлений (составление характеристики географических объектов по алгоритму). Дети применяют алгоритм и объясняют свой выбор. Задания – тренажеры Интернет-урока МЭО направлены на создание ситуации успеха, снятия эмоционального напряжения, нормализации психоэмоционального состояния ученика. Задания с открытым ответом направлены на формирование цифровой грамотности, развитие речевых функций обучающихся. А тематические, контрольно - тестовые задания Интернет-урока МЭО, с возможностью предоставления ученику нескольких попыток решения, а также понятным, как учителю так и ученику визуальным представлением итогового результата. Домашнее задание выдается двух и трех уровней. Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику. Второй уровень задания тренировочные. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению учителя эти обучающиеся могут освобождаться от задания первого вида. Третий уровень – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих, проектных заданий широк в “Задание к занятию” каждой темы занятий МЭО. Создание ситуации успеха особенно важно в образовании детей с ОВЗ. Так, как необходимо преодолеть пассивность, агрессию, страх и неуверенность. Это обеспечивается открытой или скрытой помощью взрослого, с помощью создания и поддержки благоприятного климата.
С уважением М.А. Жданова
обстановка. Все это способствует повышению качества образования и развитию личностных качеств ребенка.
Чтобы создать ситуацию успеха, я использую приём "От простого - к сложному". В результате ученик, успешно справляясь с простыми заданиями, перестаёт бояться сложных.
Ещё один хороший приём - самопроверка. Ученик пробует побыть в роли учителя, сам проверяет свою работу. Если ошибка обнаружена, это тоже победа!
воспитаннику ситуацию успеха.
Ситуация, на мой взгляд,- это сочетание условий, которые обеспечивают
успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Для создания ситуации успеха на уроке можно использовать алгоритм
1.Мотивационноцелевой этап
Сформировать мотив достижения; настроить на успешное выполнение задания
2.Организационный этап
Обеспечить условия успешной деятельности, заинтересовать познавательным процессом
3.Итоговый
Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности; обратить результат в мотив для новой познавательной деятельности
Приемы создания ситуаций успеха
1.Эмоциональные поглаживания
Похвала приятна всем, особенно детям. Даже незначительные достижения ребенка необходимо отметить похвалой.
2.Прием «Даю шанс»
Слова «даю шанс» можно применять на уроке к детям, которые сделали ошибки при выполнении задания. « Я даю тебе шанс исправить ошибки» и закончит изделие или начатое дело.
3.Прием «следуй за нами»
Для неуспевающего школьника учитель находит интеллектуального спонсора. Спонсор — значит обеспечивающий за свой счет, бескорыстно, безвозмездно, не связанный никакими требованиями, принуждениями.
4.Прием «эмоциональный всплеск», или «ты так высоко взлетел!»
Огромный эмоциональный заряд скрывается в добром слове учителя, всем сердцем желающего успеха своему воспитаннику! Формируем веру в себя, веру в успех.
5.Прием «Заражение»
«Заразить» детский коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
воспитаннику ситуацию успеха.
Ситуация, на мой взгляд,- это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Для создания ситуации успеха на уроке можно использовать алгоритм
1.Мотивационноцелевой этап
Сформировать мотив достижения; настроить на успешное выполнение задания
2.Организационный этап
Обеспечить условия успешной деятельности, заинтересовать познавательным процессом
3.Итоговый
Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности; обратить результат в мотив для новой познавательной деятельности
Приемы создания ситуаций успеха
1.Эмоциональные поглаживания
Похвала приятна всем, особенно детям. Даже незначительные достижения ребенка необходимо отметить похвалой.
2.Прием «Даю шанс»
Слова «даю шанс» можно применять на уроке к детям, которые сделали ошибки при выполнении задания. « Я даю тебе шанс исправить ошибки» и закончит изделие или начатое дело.
3.Прием «следуй за нами»
Для неуспевающего школьника учитель находит интеллектуального спонсора. Спонсор — значит обеспечивающий за свой счет, бескорыстно, безвозмездно, не связанный никакими требованиями, принуждениями.
4.Прием «эмоциональный всплеск», или «ты так высоко взлетел!»
Огромный эмоциональный заряд скрывается в добром слове учителя, всем сердцем желающего успеха своему воспитаннику! Формируем веру в себя, веру в успех.
5.Прием «Заражение»
«Заразить» детский коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
Создание ситуации успеха у учащихся с различным уровнем обученности, прежде всего, состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям обучающихся. Я предоставляю учащимся право и возможность, обучаясь в одном классе и по одной программе, выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям и способностям. Все уровни открыты, известны ученикам и понятными им.
Большим подспорьем в создании ситуации успеха каждого школьника является наглядность. Она имеет большой простор для творческой самостоятельной деятельности учащихся на всех этапах усвоения знаний, обучение со многими неизвестными, которые необходимо раскрыть, распознать и усвоить.
Общение с учащимися на уроке я строю на основе горизонтальной (или межличностной позиции) «Я с вами, я консультант», которое формирую через парную и групповую мыслительную деятельность с сочетанием фронтальной работы. В основном работу веду по парам и группам. Состав групп меняется под конкретную педагогическую задачу урока. При работе в группах учитываю силу и подвижность нервной системы, мобильность или инертность ребёнка, быстроту интеллектуальных реакций, что, несомненно, способствует созданию ситуации успеха у учащихся. Меня радует активность учащихся, их заинтересованность, желание давать полные развернутые ответы на поставленные вопросы, наблюдаю положительную динамику в формировании умений сравнивать, наблюдать, делать выводы, аргументировано доказывать свои суждения.
Большую помощь в создании ситуации успеха у учащихся с различным уровнем обученности оказывают учебные игры на уроках географии, которые пробуждают интерес к предмету, создают условия для проявления сильных сторон личности с учетом индивидуальных возможностей и способностей. В учебной игре дети начинают лучше понимать логику изложения материала курса, взаимосвязь изучаемых явлений и легче запоминают географические закономерности.
География без номенклатуры – это не география. Поэтому, зная, что при заучивании географических объектов у многих детей возникают сложности, стремлюсь так построить эту работу, чтобы она была эффективной. Среди учащихся есть способные дети, которые очень хорошо запоминают карту. Но для большинства детей процесс заучивания объектов требует больших усилий.
В разделе «Литосфера» начинаю работу со словарем номенклатуры, обязательной для заучивания. Хорошему усвоению терминов способствует индивидуальная работа: дети наносят объекты на контурную карту, разгадывают или составляют кроссворды. Работа в парах – один из самых любимых видов работы у школьников. Ребята загадывают друг другу названия на географической карте.
Использую прием Технологии развития критического мышления (ТРКМ) по составлению ментальной карты. Задание к контурной карте определяю через проблемный вопрос. Детям даётся ряд подсказок не столько для облегчения задания, сколько для наполнения ментальной контурной карты особым географическим содержанием, определяющим истинное лицо данного географического объекта.
Задаются дополнительные вопросы, напоминающие ученикам основные природные, демографические или хозяйственные характеристики данного географического объекта.
Какие же приемы создания ситуации успеха использую в своей педагогической деятельности. Назову несколько приемов, которые, на мой взгляд, самые важные для ребенка с ОВЗ: «Эмоциональное поглаживание», «Взлет», «Отсроченная отметка».
Уже четвертый год я занимаюсь с мальчиком (ребенком с ОВЗ), он уже ученик 5 класса, Я с легкостью раздаю ему комплименты. На уроке много раз говорю "молодец", "умница ", "горжусь тобой!". Не могу прикоснуться к его плечу рукой (мы занимаемся дистанционно), но внушить ребенку веру в себя добрыми словами я могу. Ведь слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя.
Отметку (не оценку) выставляю лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку, когда отметка говорит моему ученику о движении вперед, о его достижении. Никогда не тороплюсь с плохими отметками, всегда даю шанс.
Создаю такие педагогические ситуации, при которых ученик получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Например, участвуя в межрегиональном сетевом веб-квест для детей с ОВЗ "Путешествие в мир Гарри Поттера", межрегиональном сетевом веб-квесте для детей с ОВЗ "Путешествие в MEGAГалактику" ученик получил дипломы победителя. Призовое место в конкурсе - неожиданный результат для него. Сейчас ребенок с удовольствием участвует в конкурсах, раскрывая собственные возможности.
И самое главное, «Ребенок должен быть уверен, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя…. Радость успеха может померкнуть», - писал В.А.Сухомлинский.
Для учащихся с ОВЗ стараюсь найти всегда практическое применение в дальнейшей жизни (учу печатать на русском и английском языках, пользоваться электронной справочной литературой и подбираю тексты, которые интересны конкретно этому ученику.
RSS feed for comments to this post