Технологии профилактики суицидального поведения обучающихся в образовательной среде
-
Published: 10 November 2021
-
Last Updated: 20 December 2021
-
Created: Monday, 20 December 2021
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного социума является включение детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Социализация этой категории детей заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель - приобщить детей с ограниченными возможностями здоровья к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни.
Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей.
Следует отметить важнейшую роль профориентации в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Специфические особенности таких подростков осложняют выбор будущей профессии, и этот факт накладывает громадный отпечаток на всю жизнь. Выбор профессии является одной из наиболее актуальных проблем, от правильного решения которой зависит благополучие каждого человека. Но особую остроту и значимость эта проблема приобретает для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как состояние их физического и психического здоровья сужает круг профессий и актуализирует пути профессиональной, а, следовательно, и личностной самореализации.
Социализация ребенка, его успешная интеграция в общество находится в центре внимания педагогов. К важнейшим задачам деятельности педагога относятся помощь в развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении. Одним из важнейших звеньев работы педагога является осуществление профориентационной работы, которая в свою очередь, выступает как средство социализации учащихся. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего должна выступать как неотъемлемая часть всей образовательной деятельности. Школа призвана помочь учащимся в их профессиональном определении и выборе профессии с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и востребованности на рынке труда.
Уважаемые коллеги! Приглашаем к участию в форуме педагогов, заинтересованных в обсуждении данной проблематики. Предлагаем поделиться опытом решения проблем профориентационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного обучения с целью социализации обучающихся, успешной интеграции их в общество.
Вопросы для обсуждения:
Какие формы организации профориентационной работы помогут в социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья?
Какие факторы необходимо учитывать при организации профориентационной работы в образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья?
Какие мероприятия дистанционного формата помогут выбрать подростку с ограниченными возможностями здоровья специальность с учетом потребности общества и своих способностей?
Comments
Обязательность, бесплатность, равенство и инклюзивность — основные ценности, на которые должна быть ориентирована система современного образования.
Одно из главных условий социализации детей с ОВЗ — участие в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Общеобразовательные школы могут обеспечить социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие учеников с ОВЗ. Важно научить детей правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины, оценивать происходящие в мире события, осознавать, планировать и реализовывать собственные задачи. Важна поддержка общества, поддержка государства и социальное равенство.
Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей.
Поэтому особое внимание должно уделяться:
- комплексной диагностической оценке возможностей ребенка овладеть теми или иными видами профессиональной деятельности;
- развитию наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые необходимы для профессиональной (трудовой) самореализации;
- формированию таких интересов и установок, которые максимально ориентируют именно на показанные профессии.
Таким образом, можно выделить следующие факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья:
-позиция родителей;
-учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
поддержка со стороны педагогов;
-знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;
-информированность о профессиональных деятельностях, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям;
-поддержка со стороны педагогов.
Вопрос "Куда пойти учиться и какую профессию выбрать?" первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются обучающиеся с ОВЗ. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и адаптироваться на рынке труда, сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям здоровья, ценностным установкам и, наконец, требованиям, которые предъявляет профессия к личности кандидата. В настоящее время важнейшим социальным требованием к образовательной организации является ориентация образования не только на усвоение обучающимися программного материала, но и на развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Дистанционное обучение помогает детям с ОВЗ получить не только среднее профессиональное , но и высшее образование. Для развития личности ребенка, его социализации необходимо:
• вооружить школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий,
• сформировать ключевые компетенции, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности: навыков решения проблем, принятия решений, поиска; анализа и обработки информации; навыков сотрудничества; коммуникативных навыков;
• создать условия для присвоения ребенком ценностных ориентаций: труд, творчество в соответствии с их интересами и особыми образовательными потребностями.
Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Правильно выбранная профессия способствует достижению более высоких показателей в трудовой деятельности, лучшему эмоциональному настрою, осуществлению всех жизненных планов.
Виртуальная образовательная среда для учащегося - это
*интересный актуальный материал для работы и учёбы;
*независимая оценка экспертами собственных достижений;
*сообщество учащихся с общими интересами;
*профессиональная ориентация;
*насыщенное портфолио
Работа по профессиональной ориентации в школе включает в себя проведение следующих мероприятий:
классные часы по профориентации. Учащиеся знакомятся с различными видами профессиональной деятельности, знакомятся с рабочими местами и требованиями к различным профессиям;
трудовые декады. Отражают подготовку учащихся по школьной программе трудового обучения, развивают интерес к предмету, мышление, пространственное воображение, ответственность, помогают определиться в будущей профессии;
эстетические беседы. Эстетическое воспитание школьников в процессе трудовых занятий способствует развитию их художественного вкуса и творческих способностей. Задача учителя, раскрывая красоту труда, подвести учеников к восприятию прекрасного в окружающей жизни, предметов быта, поведению и отношению друг к другу. Необходимое условие – высокий уровень общей культуры труда учащихся и, в частности, высокое качество изделий, которые они изготавливают;
экскурсии.
2) соотношение уровня здоровья с требованиями желаемой профессии;
3) осознание ребёнком своих реальных возможностей, способностей и особенностей здоровья; позиция родителей и помощь педагогов в становлении профессиональной личности.
Выбор профессии сложный и долгий мотивационный процесс. Особенно сложно он дается людям с ограниченными возможностями здоровья.
Главными задачами профориентации детей с ОВЗ являются всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения себя, своего места в мире профессий, подготовка детей к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению, формирование способности планировать жизненный путь с учётом своих интересов, возможностей, ценностно-нравственных ориентиров и потребностей общества, успешная интеграция в социум.
Факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья:
• состояние здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
• знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;
• информированность о профессиональных деятельностях для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям и возможностям.
Формы профессионально-ориентационной работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии, достаточно многообразны:
профессионально – ориентационные беседы;
занятия в кружках, мастерских;
экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;
встречи со специалистами;
участие в «днях открытых дверей»;
участие в конкурсах, выставках, ярмарках изделий;
использование средств массовой агитации: стендов, стенгазет, фотоальбомов и прочего.
Для подростка с ограничениями здоровья и жизнедеятельности правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна в силу ряда обстоятельств:
Во-первых, выбор в значительной мере взаимосвязан с характером течения заболевания, когда род и условия профессиональной деятельности могут оказать на него позитивное или негативное влияние;
Во-вторых, возможность успешного включения ребенка в систему трудовых отношений – один из основных механизмов социальной интеграции в целом, итоговая цель всего комплекса реабилитационных мероприятий;
В-третьих, сама возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями в развитии и в силу искаженных представлений о собственных возможностях.
Профориентация – это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников. Поэтому можно сказать, что главной задачей профориентации является всестороннее развитие личности и активизация самих школьников в процессах определения себя, своего места в мире профессий. Таким образом, можно выделить следующие факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья:
позиция родителей;
учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
поддержка со стороны педагогов;
знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей
информированность о профессиональных деятельностях, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям;
поддержка со стороны педагогов.
Цифровые инструменты помогают сделать обучение наглядным. Явления из микромира или космические процессы иначе, чем в формате цифровой модели, сложно продемонстрировать. Затмение солнца, деление клетки, строение дерева — все это можно показать с помощью интерактивных моделей, видео на хостингах, цифровых микроскопов. На литературе, проходя творчество поэтов XX века, можно включить запись голоса автора. Так обучающиеся глубже погрузятся в тему, заинтересуются и будут более внимательны к теории.
Другое важное умение — обмен информацией в цифровом мире. Самыми удобными и простыми средствами педагогического общения по праву можно считать мессенджеры и социальные сети, в которых общаются педагоги, обучающиеся, родители. Тут можно рассылать презентации с учебных занятий, объявления и другую информацию. Это быстро, и обучающися получат сообщение, где бы ни находились.Quoting Александрина Владимировна Куксина:
Цифровые инструменты помогают сделать обучение наглядным. Явления из микромира или космические процессы иначе, чем в формате цифровой модели, сложно продемонстрировать. Затмение солнца, деление клетки, строение дерева — все это можно показать с помощью интерактивных моделей, видео на хостингах, цифровых микроскопов. На литературе, проходя творчество поэтов XX века, можно включить запись голоса автора. Так обучающиеся глубже погрузятся в тему, заинтересуются и будут более внимательны к теории.
Другое важное умение — обмен информацией в цифровом мире. Самыми удобными и простыми средствами педагогического общения по праву можно считать мессенджеры и социальные сети, в которых общаются педагоги, обучающиеся, родители. Тут можно рассылать презентации с учебных занятий, объявления и другую информацию. Это быстро, и обучающися получат сообщение, где бы ни находились.
При организации профориентационной работы с лицами с особыми
образовательными потребностями необходимо ряд факторов:
интересы обучающегося;
позиция родителей;
психофизические особенности развития;
необходимость создания специальных условий;
необходимость соблюдения медицинских рекомендаций;
влияние референтной группы;
формирование толерантного отношения к лицам указанной категории;
учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
необходимость привлечения специалистов сопровождения на различных этапах;
информированность о вариантах профессиональной деятельности, для
дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным
способностям и возможностям.
-учёт состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
-знание личностных особенностей и возможностей
-знание способностей и склонностей к определённым видам деятельности;
-учёт интересов и желаний ребёнка
-учёт самооценки ребёнка своего психофизиологического состояния
-информированность ребенка о профессиях
- востребованность профессий в современном обществе
-позиция родителей обучающегося
-мнение педагогов, которые сопровождали ребёнка
Наиболее эффективными формами работы могут быть: встречи с представителями разных профессий, экскурсии на предприятия, в профессиональные училища, в том числе и виртуальные экскурсии, оформление информационного стенда о профессиях, анкетирование, тестирование выпускников школы, участие детей в ярмарках-продажах изделий, выполненных своими руками и т.д.
образовательными потребностями необходимо ряд факторов:
1 интересы обучающегося;
2 позиция родителей;
3 психофизические особенности развития;
4 необходимость создания специальных условий;
5 необходимость соблюдения медицинских рекомендаций;
6 влияние референтной группы;
7 формирование толерантного отношения к лицам указанной категории;
8 учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
9 необходимость привлечения специалистов сопровождения на различных этапах;
10 информированность о вариантах профессиональной деятельности, для
дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным
способностям и возможностям.
С уважением, учитель английского языка МАОУ СОШ № 24 Андреюшкина Д.И
профессионально – ориентационные беседы;
занятия в кружках, мастерских;
экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;
встречи со специалистами;
участие в «днях открытых дверей»;
участие в конкурсах, выставках, ярмарках изделий;
использование средств массовой агитации: стендов, стенгазет, фотоальбомов и прочего.
Для подростка с ограничениями здоровья и жизнедеятельности правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна в силу ряда обстоятельств:
Во-первых, выбор в значительной мере взаимосвязан с характером течения заболевания, когда род и условия профессиональной деятельности могут оказать на него позитивное или негативное влияние;
Во-вторых, возможность успешного включения ребенка в систему трудовых отношений – один из основных механизмов социальной интеграции в целом, итоговая цель всего комплекса реабилитационных мероприятий;
В-третьих, сама возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями в развитии и в силу искаженных представлений о собственных возможностях.
Эти обстоятельства предопределяют специфику профориентации учащихся с нарушением в развитии и необходимость совместных усилий педагогов школ по подготовке ребенка к самостоятельной жизнедеятельности совместно с учреждениями начального и среднего профессионального образования.
Поэтому особое внимание должно уделяться:
- комплексной диагностической оценки (преимущественно исходя из характера клинико-функциональных и психологических параметров) возможностей ребенка овладеть теми или иными видами профессиональной деятельности;
- развитию наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые необходимы для профессиональной (трудовой) самореализации;
- формированию таких интересов и установок, которые максимально ориентируют именно на показанные профессии.
Проводятся ознакомительные экскурсии;
практические экскурсии; мастер-классы;
серии совместных уроков. Учеников с ОВЗ необходимо научить реально представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности. Поэтому профориентационная работа с детьми с ОВЗ должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.
профессионально – ориентационные беседы;
занятия в кружках, мастерских;
экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;
встречи со специалистами;
участие в «днях открытых дверей»;
участие в конкурсах, выставках, ярмарках изделий;
использование средств массовой агитации: стендов, стенгазет, фотоальбомов и прочего.
Для подростка с ограничениями здоровья и жизнедеятельности правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна в силу ряда обстоятельств:
Во-первых, выбор в значительной мере взаимосвязан с характером течения заболевания, когда род и условия профессиональной деятельности могут оказать на него позитивное или негативное влияние;
Во-вторых, возможность успешного включения ребенка в систему трудовых отношений – один из основных механизмов социальной интеграции в целом, итоговая цель всего комплекса реабилитационных мероприятий;
В-третьих, сама возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями в развитии и в силу искаженных представлений о собственных возможностях.
Поэтому особое внимание должно уделяться:
- комплексной диагностической оценки (преимущественно исходя из характера клинико-функциональных и психологических параметров) возможностей ребенка овладеть теми или иными видами профессиональной деятельности;
- развитию наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые необходимы для профессиональной (трудовой) самореализации;
- формированию таких интересов и установок, которые максимально ориентируют именно на показанные профессии.
2. Во время общения с ребенком с ОВЗ нужно учитывать характер его заболевания и вести диалог так, чтобы не ранить его, не напомнить лишний раз о проблеме.
3. В выборе профессии ребенку с ОВЗ помогут вебквесты на эту тему. Мне кажется, это было бы очень интересно и познавательно. Также можно проводить виртуальные экскурсии по различным учебным заведениям. Еще один способ - написание сочинений и выполнение творческих работ на эту тему.
С уважением, учитель русского языка и литературы Елисеева Людмила Ивановна.
Эффективность профориентации зависит от правильного выбора форм работы.
Формы профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии, достаточно многообразны.
Так, интересной формой является просмотр открытых онлайн- уроков проекта ранней профессиональной ориентации школьников «Шоу профессий», представляющий собой серию открытых онлайн-уроков. На этих уроках детям наглядно, интересно рассказывают о востребованных рабочих профессиях и специальностях, таких, например, как «Производство мебели», «Разработка виртуальной и дополненной реальности». Думаю, такие уроки помогут нашим ученикам в выборе профессии.
Еще одной полезной формой информационно- просветительской работы является работа с электронным ресурсом «Атлас новых профессий» Д.А. Судакова, где в форме коротких историй рассказывается о неочевидных и актуальных для России профессиях ближайшего будущего.
Можно предложить ученикам поучаствовать и в сюжетно- ролевых играх , например «Поступаю на работу». Подросток, играющий роль поступающего на работу, должен написать резюме и пройти собеседование с работодателем, роль которого можем играть мы, педагоги , написать заявление о поступлении на работу и заполнить другие документы. Такие игры будут способствовать самопознанию ребенка и формированию необходимых для получения профессионального образования и будущей профессиональной деятельности личностных качеств.
Конечно, не стоит забывать и об онлайн- экскурсиях по учебным заведениям, участии в «Днях открытых дверей», которые в настоящее время также проводятся в онлайн- формате.
Какие бы формы организации профориентационной работы мы ни выбрали, главное, что они должны быть разнообразными, активными, развивающими, деятельностными , учитывающими физиолого-психические особенности обучающихся.
Механизм профориентации является первым этапом профессиональной реабилитации, и отсутствие единой системы квалифицированной профориентации и недостаточная разработанность методики профориентации в рамках комплексной реабилитации и целенаправленного трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья приводит к невостребованности данной категории граждан, а также резко снижает их социальную защищенность.
Трудовая деятельность имеет огромное значение в плане коррекции недостатков психики, свойственных умственно отсталым школьникам.
Обучение труду и профессиональная подготовка учащихся специальной школы направлена на устранение нарушений познавательной деятельности, развитие личности и социальную адаптацию в целом.
Для большинства умственно отсталых учеников характерно неумение адекватно оценить свои возможности. Школьники путаются и забывают, что и когда надо сделать, и нуждаются в постоянном контроле и разнообразной помощи со стороны учителя.
Таким образом, можно выделить следующие факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья: позиция родителей; учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии; поддержка со стороны педагогов; знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей; информированность о профессиональных деятельностях, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям; поддержка со стороны педагогов.
Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей.
• умения проявлять эмпатию, рефлексию, приятие;
• терпимости и уважения по отношению к лицам с ОВЗ, их надеждами опасениям;
• безоценочного принятия суждений подростков с ОВЗ;
• готовности к работе со специалистами смежных областей (дефектологами, психиатрами, педиатрами, невропатологами и др.).
Необходимо учитывать, что подростки с ОВЗ очень чувствительны не только к содержанию, но и к форме любого высказывания. С результатами профдиагностики подростков с ОВЗ нужно начинать знакомить с позитивной информации, для того чтобы эмоционально расположить их к восприятию сведений об ограничениях в сфере выбора профессий. Ту информацию, которая может вызывать негативные эмоции и чувства, можно дать в середине общения.
В процессе профориентации важным моментом является формирование у подростков с ОВЗ профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера:
• из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы их представления о видах профессиональной деятельности;
• ориентация на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда;
• составление профессиональных планов затруднено из-за дефицита специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию.
Учитывая эти особенности, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенным с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Кроме того, подросток должен осознавать перспективы самореализации в будущей профессиональной деятельности.
При выявлении профессиональных способностей необходимо учитывать ряд факторов:
1) скрытый характер некоторых профессионально важных качеств, проявляющихся только в деятельности;
2)отсутствие внутренних критериев оценки собственной личности, способностей, успехов и неудач, ориентация в основном на внешние оценки;
3) недостаточный уровень самосознания подростка, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка;
4) недостаток жизненного опыта и достоверной информации о мире профессий и рынке труда.
Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ нужно осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов, важно на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы каждого ребенка в соответствии с его возможностями; на основе корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.
• профессионально – ориентационные беседы;
• занятия в кружках, мастерских;
• экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;
• встречи со специалистами;
• участие в «днях открытых дверей»;
• участие в конкурсах, выставках, ярмарках изделий;
• использование средств массовой агитации: стендов, стенгазет, альбомов и пр.
2. Факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья:
• позиция родителей;
• учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
• поддержка со стороны педагогов;
• знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей
• информированность о профессиональных деятельностях, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям;
• поддержка со стороны педагогов.
3. Мероприятия дистанционного формата, которые могут помочь подростку с ограниченными возможностями здоровья выбрать специальность с учетом потребности общества и своих способностей?
Дистанционные занятия − это форма организации урока, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся с целью освоения основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей.
Дистанционные занятия многообразны:
1. Анонсирующее занятие (привлечение внимания ученика, обеспечение мотивации для его активной учебной деятельности). 2. Вводное занятие (введение в проблематику, обзор предстоящих занятий).
3. Индивидуальная консультация (учитываются индивидуальные особенности учащихся. Может проводиться индивидуально по электронной почте).
4. Чат-занятия –занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий.
5. Телеконференция. Проводится с использованием электронной почты. 6. Веб-квест в педагогике – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
7. Вебинар– это семинар, который проходит по сети.
• вооружить школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий,
• сформировать ключевые компетенции, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности: навыков решения проблем, принятия решений, поиска; анализа и обработки информации; навыков сотрудничества; коммуникативных навыков;
• создать условия для присвоения ребенком ценностных ориентаций: труд, творчество в соответствии с их интересами и особыми образовательными потребностями.
Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Правильно выбранная профессия способствует достижению более высоких показателей в трудовой деятельности, лучшему эмоциональному настрою, осуществлению всех жизненных планов.
• вооружить школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий,
• сформировать ключевые компетенции, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности: навыков решения проблем, принятия решений, поиска; анализа и обработки информации; навыков сотрудничества; коммуникативных навыков;
• создать условия для присвоения ребенком ценностных ориентаций: труд, творчество в соответствии с их интересами и особыми образовательными потребностями.
Практически все учебные предметы могут информировать обучающихся о различной профессиональной деятельности. Правильно выбранная профессия способствует достижению более высоких показателей в трудовой деятельности, лучшему эмоциональному настрою, осуществлению всех жизненных планов.
Главной целью профориентационной работы является сформировать у учащегося с ОВЗ готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития.
Поэтому можно сказать, что основной задачей профориентационной работы является всестороннее развитие личности школьников с особыми образовательными потребностями в процессах определения себя в обществе, своего места в этом большом мире. Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, к обществу, к природе, ко всему тому, что их окружает.
Таким образом, можно выделить ряд факторов, которые необходимо учитывать при организации профориентационной работы с подростками с ОВЗ:
учет состояния здоровья (диагноза), соотношения возможностей с требованиями профессии;
помощь и поддержка со стороны педагогов – предметников (очная и дистанционная формы) и родителей (законных представителей);
знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;
информированность о профессиональных деятельностях, которая соответствует индивидуальным способностям ребенка;
поддержка со стороны педагогов, узких специалистов.
Реализуя программу профориентационной работы с учащимися с ОВЗ, можно использовать следующие формы работы:
профессионально – ориентационные беседы (очная и дистанционная формы);
развивающие занятия;
экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные заведения, в службу занятости (так же в режиме онлайн);
встречи со специалистами;
участие в «днях открытых дверей»;
участие в конкурсах, выставках, конференциях, олимпиадах;
ролевые игры.
Социальный педагог Иванова Анжела Александровна, Пичаевский филиал МБОУ "Жердевская СОШ №2"
С уважением, М.А. Жданова главный методист ЦДО ТОИПКРО
Факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья:
- позиция родителей;
- учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
- знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей
- информированность о профессиональных деятельностях, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям;
- поддержка со стороны педагогов.
С уважением,учитель химии МАОУ СОШ №24 г.Тамбова Овчинникова Людмила Петровна
Тема, предлагаемая для обсуждения, очень актуальна и, несомненно, очень болезненно и волнительно воспринимается самими обучающимися. На уроках обществознания мы с детьми ведём разговор о будущем выборе профессии. Очень часто ребёнок сам задаёт вопрос: "Какую профессию мне выбрать?" Вы согласитесь со мной, как нелегко порой отвечать ребёнку на поставленный вопрос, зная его физическое ,состояние, проблемы здоровья. В такие минуты особенно нужна моральная поддержка воспитаннику. Да, мы разные, но каждый имеет право реализовать свои детские мечты. Стараешься показать ребёнку возможности выбора профессии в условиях современного информационного общества. Желание получения прочных знаний, стремление преодолеть комплексы своего физического состояния дают шанс стать успешным в социуме. Дистанционное образование помогает таким детям получить не только среднее профессиональное , но и высшее образование. А мечты у них самые разные. Кто-то мечтает стать журналистом, кто юристом или программистом, но есть и такие, кому не безразлична судьба подобных ему ребят и желание оказывать психологическую помощь в социализации наводит на мысль стать психологом. Главное, поддерживать детей, раскрывать перед ними мир, в котором они живут, будут жить, не смотря ни на что, пусть они не такие как все, но у них есть ПРАВО жить в этом мире, жить и реализовывать себя и свои возможности, быть успешными, быть счастливыми!